История одной картины. Любовь Нурадиновна Хаштырова «Падение и возрождение Магаса»

Творчество удивительной художницы, мастера декоративно-прикладного искусства Любови Хаштыровой покоряет своей многогранностью, индивидуальным почерком.

Манера исполнения и энергия её работ оставляют очень приятное «послевкусие» и вызывают желание следить за её успехами.

Картина «Падение и возрождение Магаса» Любови Хаштыровой привлекает внимание зрителей благодаря невероятно интересному сюжету, некоторой новизне, индивидуальному подходу к заданной теме произведения. Это удивительное по энергетике, выразительности полотно, которое посвящено богатой истории ингушского народа. В данном произведении автор виртуозно отображает важные исторические моменты: падение Магаса в январе 1239 года и возрождение этого великого города.

В своей проникновенной работе, наполненной глубоким философским смыслом, художница отдаёт дань уважения славным предкам, храбрым воинам древнего Магаса.

На центральном плане полотна выписаны тонкий кистью образы монгольских кочевников, которые перешли границы средневекового государства Алания и почти два месяца осаждали Магас и сожгли город,  а также  мы видим храбрых воинов, сражавшихся до последней капли крови, бесстрашных амазонок в курхарсах – традиционных головных уборах, которые ингушские женщины носили вплоть до XIX века.

В верхней части картины очень эмоционально изображены огненная колесница и солнце, которое застилают мрачные облака, что говорит о трагических событиях тех времён, а также богатые торговые караваны Великого шёлкового пути, что свидетельствует о процветании Алании до прихода монгольских кочевников.

В нижней части произведения художница искренне показывает зрителю радостные события, связанные с возрождением Магаса.

После монгольских захватчиков от города осталось только имя, но оно не затерялось в веках. Через семь с лишним столетий на месте древнего города возник великолепный новый солнечный Магас – символ возрождения и вечного движения жизни.

Сегодня город приобрёл свой неповторимый облик, появились необычайные по красоте современные здания, сочетающие в себе европейский стиль и национальный колорит. Именно это прекрасное преобразование Любовь Хаштырова отобразила в своей работе. Мы видим Аланские ворота, возведённые в стиле древней ингушской башенной архитектуры в память о былой аланской цивилизации и её представителях, Башню Согласия, соборную мечеть «Сердце Кавказа». В глаза бросается удивительная по красоте и глубокому смыслу композиция в лучах солнца, состоящая из трёх знамен: российского, ингушского и темно-зелёного цвета, что символизирует знамя Пророка Мухаммада (с.а.в). Это необычное сочетание посвящено теме увековечения единения с Россией, как одного из самых значимых событий в истории ингушского народа, и свободе вероисповедания, уважения к другим религиям, что очень значимо для наших граждан. Призовой кубок и наградные медали, изображённые в нижнем левом углу, свидетельствуют о значительных достижениях ингушских спортсменов.

Ритмичная композиция, удивительное, гармоничное сочетание цветов палитры в слегка приглушённой гамме, высокий профессиональный уровень – все это отличает картину Хаштыровой «Падение и возрождение Магаса».

Соблюдая историческую достоверность, художница сумела создать настоящую эпохальную летопись, повествуя зрителям о важных моментах из истории своего народа.

Анна Булах,

искусствовед

Государственного музея

изобразительных искусств

Республики Ингушетия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *