Приближается одна из самых трагических дат в истории ингушского народа – 80 лет со дня депортации в Казахстан. Это несправедливое решение власть имущих того времени оставили самые глубокие раны в душе каждого ингуша. Восемь десятилетий – много или мало уже не имеет никакого значения, ведь сердце каждого из нас кровоточит до сих пор.

Да, мы, поколение, выросшее уже у себя на Родине, не видели тех ужасов. Но нам от этого не легче. Через это прошли наши матери и отцы, дедушки и бабушки.
Теме депортации ингушского народа посвящено много научных и исторических трудов, свои лучшие произведения посвятила ей и наша плеяда писателей и поэтов, сами ставшие жертвами сталинского произвола. Кто, как не они смогут более детально, правдоподобно, основываясь на реальных фактах, воспроизвести жизнь, страдания, лишения ингушей в холодных краях Северного Казахстана. Пример тому, произведение известного ингушского писателя Саида Чахкиева «Золотые столбы», стихотворения «Даймохк» Хамзата Осмиева и «Башня» Марем Льяновой, переложенные на песни. Каждый раз, когда мы их слушаем, в жилах каждого из нас стынет кровь.
Теме депортации свои лучшие работы посвятили и наши известные ингушские художники. Например, картина Багаудина Сагова «Горечь утраты», работа Руслана Эльдиева «Спецпереселенцы», картина Иссы Аушева «Шабаш власти» и многие другие.
На днях, коллекция музея ИЗО Ингушетии пополнилась картиной молодого художника Илеза Шадиева, которую он назвал «13 лет ожидания». В преддверии 80 –летия депортации, автор решил её подарить музею.

Картина, на которой изображен опустевший двор, до глубины души трогает каждого из нас.
Меня, как представителя поколения, родившегося спустя много лет после возвращения ингушей на Родину, впечатлил сам сюжет. К, сожалению, многие из нас не знают, в каких домах жили тогда люди. Здесь чётко вырисовывается бытовая сторона жизни ингушей до выселения. Небольшой скромный аккуратный дом на опорах, во дворе мы видим телегу, маслобойку, детскую люльку, деревянные бочки, дополнительные жилые пристройки, за которыми виднеется большой стог сена. Среди всего этого нехитрого домашнего скарба виднеются ящики из-под патронов, с цифрами 1944. Ощущение такое, как будто жизнь замерла на определённое время и оставленный впопыхах двор, ждёт возвращения своего хозяина. Даже деревья, ветки которых сломлены под натиском ветра, а где-то вырваны с корнем, не теряют веры в то, что они вернутся. И это непременно произойдёт, но только после тринадцати долгих, полных лишений и тяжких испытаний лет. Не это ли сила веры.
Как отмечают сами сотрудники музея, Илез – человек с большим сердцем и тонким чувством прекрасного. Он работает в различных направлениях живописного искусства и его произведения, уже узнаваемые в искусствоведческих кругах, продолжают поражать нас своим талантом и глубоким эмоциональным подходом.
«13 лет ожидания» – это произведение, созданное художником с огромным сочувствием и вниманием к трагическому событию, через которое прошел его народ.
Эта картина будет представлена на всех тематических мероприятиях, посвященных депортации ингушей 1944 года. Это важное событие для нашего музея и мы благодарим художника за его щедрый дар, — отметили они.
Подготовила к печати Р. Яхьяева