Межмуниципальный отдел МВД России «Сунженский» состоит из большого количество подразделений и служб, где, безусловно, ключевое место занимает полиция. Вот уже два года работой сунженских полицейских руководит Заур Назирович Крымуков. Он и рассказал читателям «Знамя труда» о непростых трудовых буднях своих коллег и отдела в целом.
Прежде чем приступить к изложению содержания нашей беседы, несколько слов о моем визави. Заур Назирович родом из Кабардино-Балкарии. До назначения на должность начальника МОМВД России «Сунженский» занимал ответственные посты в системе МВД родной республики и СКФО. В частности, у него есть большой опыт работы и в Уголовном розыске, и в УБОПе.
- Заур Назирович, как бы Вы оценили состояние дел в работе полицейской службы района на момент, когда заступили на должность ее руководителя, и какими были задачи, которые Вы определили для себя первоочередными, чтобы они соответствовали требованиям времени?
- Стоит отметить, что фронт работ именно полицейского подразделения районного отдела внутренних дел довольно обширен. Чтобы вашему читателю было понятно, скажу, полиция это и ГАИ, и Уголовный розыск, и ППС, и Служба участковых уполномоченных, а также ряд других направлений, ассоциирующихся у граждан именно с правоохранительной составляющей деятельности РОВД.
Вот, к примеру, когда вы проезжаете стационарные посты ППС. Это наиболее крупная по численности сотрудников наша служба. В ее обязанности входит много задач: досмотр транспорта, выявление и раскрытие преступлений. Речь идет о наркотиках, незаконном обороте оружия и т.д. Там же стоят инспектора ДПС. У них, кроме досмотра транспорта и проверки подозрительных лиц, еще и выявление административных правонарушений по линии ГАИ. А административный комплекс по линии ГАИ он огромен. Это и ремни, фары и много других пунктов. Затем инспектора по делам несовершеннолетних. Это ежедневный контакт и взаимодействие с учителями, директорами образовательных учреждений, ученическими коллективами. И эту работу можно делать, безусловно, по-разному, но если полицейский нацелен на результат, то формализм здесь неуместен и обязательно в итоге выйдет обществу боком. Осознавая это и трудятся мои коллеги.
Чтобы снизить уровень социальной напряженности стараемся помочь социально незащищенным семьям, откуда, как правило и бывают родом трудные подростки. Доброй традицией для нас стало активное участие в акции «Собери ребенка в школу!». Свои нюансы есть в деятельности Дежурной части. В работе следователей тоже много сложностей, о которых обыватель вряд ли задумывается, особенно с учетом местных традиций. Это я все к тому, что рядовой житель, зачастую, воспринимает работу коллег в недостаточной мере объективно. Надел форму, пришел на работу, отсидел в кабинете день до вечера и в конце месяца получил хорошую зарплату. Ежедневный рутинный труд полицейского и лежит в основе общественного порядка, соблюдения законности, а значит благополучия граждан.
Если опираться на статистику, то по большинству направлений правоохранительной деятельности сунженская полиция имеет определённые успехи. И это, несмотря на то, что в ряде служб отмечается серьезный недокомплект личного состава.
Не хватает рук в ГАИ, ППС, среди участковых. Не хватает порядка 100 специалистов. Поэтому, пользуясь возможностью, хотел бы обратиться к жителям Сунженского района с предложением стать частью нашего коллектива. Основных критериев на самом деле не так уж и много. – Это наличие юридического образования и армейский опыт. Остальной пакет документов местный отдел кадров поможет собрать, а затем остается только сдать определённые нормативы по физподготовке. - Проблема, на которую нам указывают многие наши читатели и жители района – это ситуация с засильем попрошаек. Мы даже сделали на эту тему ряд публикаций. Однако, сейчас этих людей стало меньше. Это совпадение или же в полиции тоже обратили на эту проблему внимание?
- Нет, не совпадение. Мы тоже анализируя ситуацию, пришли к выводу, что в регионе ощущается определенный переизбыток гастарбайтеров, чьи, как правило жены и дети и занимаются попрошайничеством. Кроме них, есть и другие категории людей, не имеющие к выходцам из Средней Азии отношения, но тоже докучающие прохожим на улицах и наведывающиеся к сунженцам в дома.
Проанализировав ситуацию на рынке труда, нами было отмечено, что в таком количестве трудовых мигрантов регион не нуждается. Кроме того, в их среде участились случаи нарушения определённых административных регламентов, регулирующих вопросы их пребывания на территории РФ. Поэтому, в судебном порядке нам удалось добиться выдворения из страны тех из них, кто проявлял неуважение к нашему законодательству и нарушал правила пребывания в чужой стране. Таких случаев уже 12. Мы намерены и дальше работать в этом направлении, чтобы интересы наших специалистов, работников, людей, нуждающихся в заработке, не страдали.
Кроме того, сейчас мы можем опираться на статью уголовного кодекса, предусматривающую наказание за попрошайничество. В прошлом году нами было возбуждено по ней 4 дела. Уточню, что речь идет не об административных делах, а именно уголовных. Так что гражданину следует хорошенько подумать, прежде чем сесть с протянутой рукой, стоит ли обращаться к такому виду заработка. - Участковые — это те служители закона, с которыми население взаимодействует наиболее тесно. Как обстоят дела в сунженской полиции в этом направлении? Справляются ли сунженские участковые с возложенными на них задачами?
- Наши коллеги из службы участковых уполномоченных в меру сил стремятся держать руку на пульсе общественного порядка, но дается это, конечно же, нелегко именно в силу определённого недокомплекта сотрудников. Он здесь ощущается особенно остро. На 127 тысяч человек жителей Сунженского района и города Сунжа нехватка 10 сотрудников. Это довольно большая и ощутимая недостача. Очень нужны мотивированные и желающие послужить обществу молодые специалисты.
Чтобы население лучше знало своих участковых нами было инициировано размещение на наиболее оживленных участках дорожной сети района баннеров с фотографиями местных участковых, прилагая к ним номера телефонов. Вы, наверное, уже обратили на них внимание. Это делается для того, чтобы жители района и города знали в лицо тех, к кому они могут обратиться за решением вопросов, лежащих в плоскости правоохраны, скажем так, низового уровня. В этом «знакомстве» хотим пойти дальше. Листовки с изображением местных участковых появятся в магазинах, торговых комплексах и других людных местах. - Как Вы оцениваете уровень взаимодействия с местными властями, ведь это тоже одна из основ эффективности работы как полицейских, так и представителей управленческих структур?
- Великолепный уровень взаимодействия, я бы сказал. Находимся в постоянном контакте как с главой района, так и главой города. Есть взаимопонимание, одинаковый взгляд на решение стоящих перед обществом проблем. Ни одно из массовых мероприятий, будь то выборы, праздники, не обходятся без предварительного обсуждения, сверки часов, скажем так.
- В структуре правонарушений, которые регистрируются на территории Сунженского района, каких больше, а каких меньше? Как меняется статистика?
- В 2019-20 годах очень много было правонарушений административного характера. Этот показатель рос из-за ситуации с ковидом. Помните, наверное, как люди с неохотой выполняли противоэпидемиологические меры, которые были введены в стране: маски отказывались носить и т.д. Затем эта цифра начала снижаться. По сравнению с теми годами, административных правонарушений стало значительно меньше. Но и существующая цифра довольно велика и является самой значительной в сравнении с другими регионами республики и составляет порядка 1200 дел.
Сейчас основу этой категории правонарушений составляют: «мелкое хулиганство», «курение в неположенном месте», «появление в общественном месте в нетрезвом состоянии», «ненадлежащее воспитание детей» и т.д. И это при нашем менталитете!
Отдельно хотелось бы поговорить о нарушениях закона, связанных со свадебным торжеством. Речь в, первую очередь, о лихачах и стрелках из свадебных кортежей. Эти люди серьезнейшим образом омрачают и статистику и, зачастую, само торжество. Ведь нередки случаи, когда по причине безответственности подобных граждан праздник превращался в трагедию, случались аварии с человеческими жертвами. Я уже не говорю о дискомфорте для других участников дорожного движения, который создаёт встреча с таким свадебным «поездом». Как правило, такого не бывает там, где в доме есть достойные старшие, которые не позволяют молодежи превратить красивую традицию в балаган. Мы, естественно, вынуждены бываем реагировать на подобное поведение, лихачи и стрелки доставляются в отдел, но зачем до этого доводить. Не забывайте и о камерах видеонаблюдения, которые фиксируют все это. Так что надеется, что правонарушение останется незамеченным не стоит. - Заур Назирович, и на тему, которая стал бичом нашего времени и без преувеличения тревожит все общество. Наркомания. Как удается сунженским полицейским противостоять этой напасти?
- Проблема, действительно, серьезная и острая. Есть задержания закладчиков, в том числе приезжающих в регион из других субъектов страны. Были задержанные из Уфы, Казани, других российских регионов. Удавалось задерживать непосредственно в момент осуществления ими этих самых закладок.
Есть объяснение тому, почему так распространилась аптечная наркомания именно в наших северокавказских регионах? - На самом деле эта проблема, эта боль актуальна для всех субъектов страны. Надо понимать, что жаждущие искусственной эйфории будут всегда, чем бы не было стимулятором этого состояния. По моему мнению распространение наркомании, в том числе, так называемой аптечной наркомании, связано с тем, что меньше стали пить алкоголь. При употреблении спиртного от человека пахнет, а тут закинул дозу и поди докажи, что ты под чем-то. Это видимо удобно.
- Слышал, что и Вам самому лично довелось ловить, что называется за руку преступника, промышляющего подобным заработком. Расскажите, как это было?
Мы сами, я имею ввиду руководство ОВД «Сунженский» не остаемся в стороне от этой работы. Лично на транспорте я, начальник ОВД Ноха Агаевич выезжаем, делаем объезды территорий, особое внимание уделяя проселочным дорогам, местам, как нам кажется, удобным для осуществления этих закладок. Как уже было отмечено, с этими целями к нам целые десанты из иногородних приезжают. Поэтому, в поле зрения держим людей нетипично для наших мест одетых, в каких-нибудь там бриджах, маечках, с рюкзачками за спиной, шатающихся по окрестностям.
А в случае, о котором вспомнили вы, то мне и из кабинета выходить не пришлось. Из моего окна, как вы можете судить, хорошо просматривается так называемый «Аэропортовский круг». Выглянув в окно, увидел гостя республики, примерно описанного мною выше типажа. Его поведение мне показалось подозрительным. Не долго думая, сел в личное авто, направился к месту и заняв позицию рядом с располагающейся там АЗС, стал за этим гражданином наблюдать. Он направился к магазину «Кхаьхк», что-то бросил к основанию электрического столба и стал это место фотографировать. Ну, я сразу понял с кем имею дело. Вызвал немедленно оперативную группу и задержали парня. Мы изъяли у него 50, как мы называем, бомбочек. Внутри был героин. Расфасованный наркотик только оставалось довести до потребителя. Это был объем, рассчитанный примерно на 400 человек. Задержанный оказался жителем Татарстана. - Как же все-таки снизить остроту этой проблемы, как отбить эти атаки на наше общество, на нашу молодежь?
- Одна полиция с проблемой этой, конечно же, не справится. Нужна поддержка общественности. Мы проводим встречи с представителями духовенства, местными авторитетами, показываем, насколько все далеко зашло. Судя по реакции, они действительно не до конца осознают, насколько все запущено. На краю гибели целое поколение. Отдельно стоит сказать об отношении родителей к ситуациям, когда выясняется, что у их ребенка есть проблемы с наркотиками. Не нужно их покрывать. Нужно признать наличие проблемы и бросить все силы на ее решение. Ее отрицание ничего не изменит.
Спасибо за беседу!
Адам Хочубаров