К 79-летию — летию депортации ингушского народа посвящается
Хани Къядовна Дзаурова родилась в далеком 1941 году в селении ГIалгIай-юрт Пригородного района города Орджоникидзе.
В неполные три года Хани стала «особо опасным государственным преступником», которого сталинско-бериевский режим осудил на бессрочное изгнание с Родины, с лишением всего имущества и без всяких перспектив на будущее.
Маленьким ребенком, вместе со своей большой семьей и всем ингушским народом, она отправилась в никуда. В силу своего маленького возраста не помнит дорогу, но из рассказов старших она говорит, что это было страшное путешествие, длиною почти в три недели. Большая семья голодала и страдала от страшного холода. Бесконечные эшелоны с вагонами для скота везли обобранный до нитки, униженный ингушский народ в холодные степи Северного Казахстана.
В пути, где-то в бескрайних степях Поволжья, остановилось сердце у дедушки Анди-Хаж. Остановилось оно не от тягот, а от великой несправедливости, происходящей с его народом и семьей.
Хоронить по-человечески не давали конвоиры. На станциях проходили обыски в вагонах. Трупы умерших, спрятанные родственниками, конвоиры вытаскивали и бросали в высокие придорожные сугробы. Такая же участь постигла и ее дедушку.
Не этого Анди-Хаж ждал от Родины, когда провожал на фронт своих сыновей Хасолта, Асси и Японца. Они били фашистов на передовой, а в это время опричники выгоняли на холод с наспех собранными вещами их отца, мать родных и близких. Один из сыновей — Асси успел повоевать еще в Первую мировую.Он был всадником легендарной Дикой дивизии и принимал участие в разгроме Германской железной дивизии.
По прибытии в село Подлесное Целиноградской области,семья разместилась в землянках,которые бабушка Хани запомнила на всю жизнь. Да и как забыть почти три года, проведенные в холоде, сырости с постоянным чувством голода.
— Местные жители, запуганные пропагандой, утверждавшей, что к ним везут бандитов и людоедов, встретили нас достаточно плохо и это ощущение отчужденности оставалось еще многие годы, – говорит Хани.
С большой теплотой и сочувствием к вновь прибывшим, отнеслись попавшие сюда на пару лет раньше поволжские немцы и раскулаченные русские из других регионов страны. Сами лишенные всего, они оказывали ингушам посильную помощь и моральную поддержку.
Отвечая на вопрос, как они питались, она с грустью отвечает: ели все, что можно было есть, даже то, что в наши дни и едой назвать сложно. Летом стало полегче, была работа в полях и оттуда можно было хоть что-то взять домой. Принесенные тайком колосья перемалывались в муку ручными жерновами, а из полученной муки готовилась похлебка или лепешки.
Настоящие трудности наступали зимой. Основой зимней еды была мерзлая картошка.
Не обошла стороной эту семью и пресловутая статья о колосках. За горсть пшеницы в лапы НКВД попал отец семьи Къяди, а через некоторое время и его брат Халид.
Несмотря на все невзгоды, трудолюбивые родители Къяди и Касрат сумели сберечь своих детей.
С восьми лет Хани познала, что такое тяжелый труд.Весной и летом она за трудодни занималась посадкой саженцев плодовых деревьев.
Известие о возможности вернуться на Родину, большая семья встретила с великой радостью. И уже в 1958 году они были у порога своего дома в селении ГIалгIай-Юрт. Но, как в сказке про ледяную и лубяную избушки, в их доме обосновались осетины.На все просьбы и увещевания, что негоже брать чужое, те категорически отказались освободить их отчий дом.
Вся большая семья осталась на улице.Их приютили на некоторое время бывшие соседи. Пришлось все начинать с нуля. Там же, в поселке Карца был приобретен участок земли и построен новый дом.
Очередной акт геноцида ингушского народа, сотворенный в ноябре 1992 года, так же прокатился по судьбе бабушки Хани и всей её семьи тяжелым катком. Вновь потеряв все, дом и нажитое за несколько десятилетий имущество,им пришлось все начинать с нуля..
В этот раз обосновались ее родные и близкие в сельском поселении Нестеровское.
К сожалению, у этой замечательной женщины не сложилась личная жизнь, но она живет в окружении любящих и заботящихся о ней родственников и не смотря на все невзгоды, выпавшие на ее долю, она веселый общительный и по-своему счастливый человек.
Б.Гадиев