Житель Сунжи, ветеран МЧС Магомед Хочубаров, впервые очутился на родине предков в далеком 1962 году. Магомед был еще мальчиком и только перешел в третий класс.
Он из той категории наших соплеменников, которых, зачастую, определяют детьми депортации.
Родился в 1953 году в поселке Песчаный Качирского района Павлодарской области. О Кавказе, о красивом крае под названием Ингушетия он поначалу знал лишь из рассказов родителей и старших. Живя посреди казахстанской степи, ему было трудно представить, что истинным ареалом обитания его самобытного народа были крутые вершины гор, густые леса, пенящиеся потоки горных рек. Но, долгожданная встреча с настоящей родиной, на разлуку с которой его и родных обрекла преступная воля советских вождей того периода,все же состоялась.
Возвращаясь на Кавказа, родители и ближайшие родственники Магомеда Ахмедовича, решили обосноваться в станице Орджоникидзевской, как тогда назывался нынешний город Сунжа. Это была восточная окраина исторических земель ингушей. Много лет назад укрепляя свое присутствие на Кавказе, царизм выселял местных жителей с насиженных мест и основывал на месте их аулов казачьи станицы. Такова была и история станицы Слепцовской, переименованной позже в Орджоникидзевскую. Поэтому ни на момент депортации, ни после завершения ссылки здесь не жил ни один ингуш. И русским и ингушам предстояло учиться мирно, сосуществовать, налаживать добрососедские и дружеские связи в границах населённого пункта, который каждый для себя считал родным. Конечно же, не обходилось и без проявлений так называемого бытового национализма. Но, трения, ведь порой возникают и между очень близкими людьми, членами одной семьи. Со временем их становилось все меньше и меньше. Легче всего налаживать мосты дружбы удавалось детям, с их непосредственностью и свободой от стереотипов. Огромным количеством друзей из числа русских станичников обзавёлся и Магомед.
Учился в СОШ №2. Подавляющее большинство ее учащихся составляли представители русскоязычного населения села. И это, кстати, были не только русские. Еще в станице довольно много жило армян, грузин, греков и т.д.
Ребят объединяли общие интересы: любовь к спорту, творчеству, интерес к моде и прочее. Прошло время. Вчерашние школьники, став взрослыми обзавелись собственными семьями. Однако, дружба, проверенная годами, продолжала связывать ребят крепкими узами.
Но затем, случился развал Союза, на Северном Кавказе стало неспокойно. Эпоха нестабильности, наступившая в регионе с момента объявления Чечней независимости и последовавшей за этим войной, вызвала отток русскоязычного населения и из приграничной ингушской станицы. Большая часть школьных друзей Магомеда разъехалась по стране. Конечно же, он тосковал по друзьям детства и юности. Но, как поддерживать связь с ними, когда и у самого груз житейских проблем, да и у тех, условно говоря, кто на другом конце провода, их не меньше. Да, иногда созванивались, слали друг другу письма, но разве это заменит живого или хотя бы интерактивного общения, когда ответы на вопросы получаешь, ну хотя бы чуть быстрее, чем на это способна старая добрая почта.
И вот наступила эпоха социальных сетей. В мир «и стара и млада» пришли «В контакте» и «Одноклассники». Впрочем, истины ради надо признать, что в мир старшего поколения они ворвались не с такой скоростью и энтузиазмом, как у подрастающего. Сверстники Магомеда с техникой, как-то не совсем на ты, в отличие от их отпрысков. Ведь до появления мобильных телефонов, местом обитания соцсетей были исключительно компьютеры. Тем не менее именно желание наладить общение с близкими, друзьями и знакомыми, которых жизненные обстоятельства разбросали по разным уголкам нашей необъятной страны, стало стимулом этументальную пропасть преодолеть и овладеть-таки элементарными навыками компьютерной грамотности. Вот она созидательная сторона технического прогресса!
Мало по малу, через «друзей друзей», выражаясь языком соцсетей, виртуальные мосты дружбы с бывшими одноклассниками и уехавшими односельчанами стали налаживаться.
Одноклассники Магомеда тоскуют по местам, где прошли их детство и юность, которые для всякого самые лучшие и светлые этапы жизненного пути. Для многих велико желание не только разузнать чем живет родная станица, а ныне город, но и увидеть его воочию,побродить по знакомым закоулкам, вдохнуть его аромат.
Случается и так, что бывшие станичники переходят от слов к делу, устремляются в родные пенаты, а Магомед полон энтузиазма им в этом помочь. Не редкость, когда он принимал старых друзей у себя дома, предоставляя им ночлег и хлеб-соль. Радушием и гостеприимством отвечают и сами бывшие сунженцы, если Магомеду, и даже его близким, случается бывать в местах, где живут друзья детства. Один из сыновей Магомеда, Амир рассказывает, что как-то очутившись в гостях у дяди Валеры, живущего сейчас в Подмосковье, он был так смущен его невероятным хлебосольством, подчеркнутым гостеприимством, что не решившись больше злоупотреблять незаурядными душевными качествами друга отца, поспешил как можно быстрее найти съемное жилье и жить самостоятельно. В Подмосковье же Амир оказался в поисках работы.
Пару лет назад, наш герой перенес инсульт и болезнь порядком ограничила его в физической активности. Однако, поддержание общения со старыми друзьями, как была, так и остается для него самой яркой и приятной стороной будней.
На днях Магомед поделился со мной новостью о том, что в Сунже начали благоустраивать местное христианское кладбище. Ремонт кладбищенской ограды и реконструкция прилегающей территории городского русского кладбища вошло в благотворительный проект Микаила Сафарбековича Гуцериева по улучшению состояния и облика всех расположенных на территории Ингушетии погостов. Меценат не стал делить места последнего упокоения наших земляков по конфессиональному признаку. Сам Магомед Ахмедович, в свою очередь узнал о благородном почине нашегоземляка от тех самых друзей-одноклассников. Чтобы соблюсти все этические нормы, у потомков тех, кто покоится нахристианском кладбище Сунжи, инициаторами реконструкции было испрошено разрешение провести ремонтные работы, пояснил Магомед.
-Это большой вклад в дело укрепление взаимоуважения и терпимости между гражданами нашей страны, которых в данном случае объединяет общность места, именуемого малой родиной. За это нашему земляку честь и хвала. Зная, что память их родителей и старших близких, похороненных на ингушской земле чтут и уважают, бывшим станичникам будет радостнее сюда приезжать и уютнее здесь находиться, — считает Магомед Ахмедович.
Адам Хочубаров