«Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023-2025 годы»
На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Главы администрации Сунженского муниципального района от 28.10.2013 года № 388 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации и проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ в администрации Сунженского муниципального района», администрация Сунженского муниципального района постановляет:
- Утвердить муниципальную программу «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023-2025 годы»(далее – Программа) согласно приложению.
- Отделу по организационным и общим вопросам опубликовать настоящее постановление в районной газете «Знамя труда».
- Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
И.о. главы администрации О.Г. Евлоев
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
проекта постановления от «___» ____________ 2022 года № ____
«Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023-2025 годы»
№ п/п
|
Ф. И. О.
|
Должность | Личная подпись
|
Отметка о наличии замечаний | Дата |
1. | Кодзоев А.И. | Заместитель главы АР | |||
2. | Гулиев И.И. | Начальник социального отдела АР | |||
3. | Осмиев А.Х. | Главный специалист-юрист |
Исп.: Зангиева М.М. ____________
Утверждена: Постановлением
И.о.главы администрации Сунженского
муниципального района
от «___» ___________2022 г. № ___
Программа «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023-2025 годы»
Паспорт программы
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023 – 2025 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Администрация Сунженского муниципального района |
Цели муниципальной программы |
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования, доступности, повышения качества и эффективности образования. |
Задачи муниципальной программы |
— развитие сети учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода;
— обновление технологий дошкольного образования, обеспечивающих раннее развитие детей, образование детей от 5 до 7 лет. обеспечение развития муниципальной системы дополнительного образования; — повышение доли педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации, в целях распространения современных моделей доступного и качественного дошкольного образования; — проведение текущего ремонта зданий, помещений и сооружений ДОО. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2023 – 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы –
142 656,9тыс. рублей, в том числе: 2023 год – 47 552, 3 тыс. рублей; 2024 год – 47 552, 3 тыс. рублей; 2025 год – 47 552, 3 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
— доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников:
2023 г. – 44,99 %, 2024 г. – 57,36% 2025 г. – 67,18 %. — доля учителей и руководителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей: 2023 год – 55%; 2024 год – 80%; 2025 год – 100%. |
- Характеристика текущего состояния образовательных учреждений, проблемыи анализ причин её возникновения, необходимость её решения на муниципальном уровне программно-целевым методом
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится:
— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Система образования Сунженского муниципального района представляет собой:
— 21 общеобразовательных учреждений: 5 основных школ, 16 средних школ;
— «Республиканская санаторно-лесная школа им. А. Чаниева»;
— 16 дошкольных образовательных учреждений;
— 3 учреждения дополнительного образования детей: Центр творчества детей и юношества, Детская художественная школа, детская школа искусств.
На протяжении последних лет муниципальная система образования изменяет основные параметры своего функционирования: общее количество учреждений увеличилось с 24 до 28, в том числе количество ДОО увеличилось на 6, с 10 до 16.
Динамика численности детей в дошкольных образовательных учреждениях
в период 2023-2025 годов
ПОКАЗАТЕЛИ | На
1 января 2023 г. |
На
1 января 2024 г. |
На
1 января 2025 г. |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях | 2 070 | 2 674 | 2 794 |
Дополнительное образование детей нашего района обеспечивается функционированием сети муниципальных учреждений:
Детско-юношеская спортивная школа;
Центр творчества детей и юношества;
Детская художественная школа;
Детская школа искусств;
Детская шахматная школа;
Детско-юношеская спортивная школа.
В школах организована работа кружков (32) с охватом 587 чел.
В системе дополнительного образования организованы кружки и секции, в которых занимаются 2587 детей. Работу кружков и секций организуют педагоги дополнительного образования.
Программа составлена с учетом региональных целевых программ и является основным механизмом формирования системы образования Сунженского района как единого образовательного комплекса, определяя стратегию основные направления развития муниципальной системы образования на 2023 – 2025годы.
Бюджетные ассигнования не позволяют обеспечить стабильно высокий уровень качества и доступности образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, внедрение современных образовательных программ, развитие учебной, материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечить доступность населению услуг дошкольного образования в полном объеме.
Для обеспечения успешной модернизации системы образования необходимо осуществлять обновление учебно-наглядного оборудования: лабораторных и демонстрационных приборов и приспособлений, печатных и аудиовизуальных пособий, технических средств обучения, школьной мебели, спортивного оборудования и инвентаря.
Для реализации поставленных задач необходимо осуществить мероприятия в рамках данной программы.
Несмотря на постоянное пополнение и модернизацию компьютерного парка, происходит моральное и технологическое старение техники.
В последние годы значительно расширен рынок электронных образовательных ресурсов и услуг, существует многообразие предлагаемых интегрированных образовательных сред, автоматизированных систем управления образовательным процессом и других программных продуктов. Требуется системный подход к приобретению и внедрению современных электронных ресурсов.
Программа будет способствовать реализации намеченных направлений развития информатизации системы образования, и, в конечном счете, повышению качества образования.
Нуждается в укреплении и материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, база для организации внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.
Недостаточно выделяется денежных средств на проведение районных мероприятий с педагогами и обучающимися и на обеспечение участия лучших в областных массовых мероприятиях.
- Приоритеты, цели и задачи муниципальной программы
Основной целью программы является обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования, доступности, повышение качества и эффективности образования.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
— формирование экономических условий, обеспечивающих муниципальную систему образования финансовыми, материально-техническими ресурсами;
— создание условий для повышения качества дошкольного, общего образования;
— повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
— осуществление комплексных мер по стимулированию инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
— обеспечение развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования;
— совершенствование педагогического мастерства работников.
- Сроки реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы осуществляется в течение 2023-2025 годов.
- Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Мероприятия программы реализуются за счет средств бюджета Сунженского муниципального района.
Мероприятия программы подлежат уточнению по объемам ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующие годы, с учетом возможностей доходной части бюджета.
(тыс.руб.)
Источник финансирования | Финансовые средства, | В том числе | ||
2023 г. | 2024 г. | 2025 г. | ||
Итого по программе,
в том числе: |
142 656,9 | 47 552,3 | 47 552,3 | 47 552,3 |
Республиканский
бюджет |
142 656,9 | 47 552,3 | 47 552,3 | 47 552,3 |
Местный бюджет | 0 | 0 | 0 | 0 |
5.Основные меры правового регулирования,
направленные на достижение целей и решение задач
Правовое регулирование по достижению целей и решению задач реализации муниципальной программы осуществляется в рамках действия законов:
- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 02.05. 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Состав муниципальной программы
Основные предполагаемые мероприятия по реализации муниципальной целевой программы предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, и включают следующие основные направления:
— текущий ремонт учреждений образования;
— развитие дошкольного, общего и дополнительного образования;
— развитие информатизации системы образования;
— организация воспитательной работы;
— обеспечение мероприятий по энергосбережению и пожарной безопасности.
7.Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Мероприятия программы будут реализованы через муниципальные учреждения и социальный отдел администрации Сунженского района — распорядителя средств муниципального бюджета — в соответствии с планом реализации муниципальной программы.
Планируемые мероприятия в сфере образования оказывают содействие реализации государственной политики в области модернизации системы общего образования.
Мероприятия позволяют:
— провести мероприятия по повышению качества образования;
— повысить качество и доступность общего образования посредством внедрения современных информационных технологий и систем;
- Анализ рисков реализации муниципальной программы,
описание мер по управлению рисками
Управление программой осуществляет администрация сунженского муниципального района.
Администрация Сунженского муниципального района осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий программы.
В ходе реализации программных мероприятий могут возникнуть следующие риски:
- увеличение затрат при проведении текущего ремонтов объектов, связанных с изменениями текущей стоимости основных строительных материалов, стоимости расходов на организацию работ;
- повышение цен на услуги, энергоресурсы повлечет за собой повышение расходов на обеспечение функционирование учреждений, а также повышение цен на учебно-методическую и справочную литературу, печатные наглядные пособия и т.п.;
- при обеспечении участия обучающихся, воспитанников, педагогов образовательных учреждений района в республиканских мероприятиях могут возникнуть риски вследствие самостоятельного установления условий участия делегации, команд района принимаемой стороной и невозможности заранее точно спрогнозировать затраты на участие в запланированных мероприятиях.
Подпрограмма 1:
«Развитие системы дополнительного образования детей»
- ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ»
Наименование подпрограммы | «Развитие системы дополнительного образования детей» |
Заказчик подпрограммы | Администрация Сунженского района |
Основные разработчики подпрограммы | Администрация Сунженского района |
Исполнители подпрограммы | Учреждения дополнительного образования района |
Цель и задача подпрограммы | Развитие муниципальной системы воспитанияидополнительногообразования детейвсоответствиисмуниципальнымии республиканскими приоритетами |
Сроки реализацииподпрограммы | 2023- 2025 годы
|
Перечень основных мероприятий | 1.Обеспечениедоступностидополнительногообразования детей.
2.Созданиесистемывыявления,развития иподдержкиодаренных детейв различных областяхнаучнойитворческойдеятельности. 3.Модернизациясодержания дополнительногообразования |
Контроль за исполнением подпрограммы | Администрация Сунженского муниципального района |
Объемы и источники финансирования подпрограммы по годам | Объем бюджетныхассигнованийна реализациюподпрограммызасчетсредстврайонного бюджетасоставляет113, 100тыс. рублей,втом числепогодам:
2023год — 37 700 тыс. руб. 2024год — 37 700 тыс. руб. 2025год -37 700 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | К2025годупланируется:
Долядетей,охваченныхдополнительнымиобразовательнымипрограммами,вобщей численностидетейшкольноговозраста – 20 %;
Количестводетей,занимающихсявдетскойшколеискусств-145человек. |
2.ХАРАКТЕРИСТИКАСФЕРЫРЕАЛИЗАЦИИПОДПРОГРАММЫ,ОПИСАНИЕОСНОВНЫХПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ
СФЕРЕ ИПРОГНОЗЕЕРАЗВИТИЯ
ВСунженском муниципальном районедополнительноеобразованиедетей является неотъемлемой составляющей частью образовательного пространства,объединяющеговединыйпроцессвоспитание,обучениеитворческоеразвитиеличности ребенка.Внастоящеевремя детииподросткимуниципальных образований имеютвозможностьзаниматьсяпо8-минаправлениямдеятельности:физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, военно-патриотическому, социально-педагогическому, культурологическому,естественнонаучному.
На территории стабильно работает пятьучреждений дополнительногообразованиядетей подведомственных администрации Сунженского муниципального района:Центр творчества детей и юношества Сунженского района, Сунженская детско-юношеская спортивная школа по шахматам, Детская школа искусств Сунженского района, Детская художественная школа Сунженского района и Детско-юношеская спортивная школа.
Число обучающихсявучрежденияхдополнительногообразования детейпосостояниюна1сентября2019годасоставляет более2409 человек,чтосоставляетоколо15,6%отобщегочисла детейшкольного возраста.
Системадополнительногообразованиядетейявляетсядоступнойдля всехслоевнаселения.Занятиявтворческихобъединенияхиспортивных секцияхпроводятсяна бесплатнойоснове.
Дополнительноеобразованиепродолжаетразвиватьсянабазе общеобразовательныхшкол,вдошкольных образовательныхучреждениях.
Образовательные учреждения культуры вносят большой вклад вформированиекультурно-эстетическойсредымуниципального образования.В учреждениях дополнительного образования создана единая целостная система воспитательной и концертно-просветительскойдеятельности.Запрошедшийучебныйгод педагогическими коллективамипроведено более90просветительских мероприятий.Активно работают6детскихтворческихколлективовиколлективыпреподавателей, вучрежденияхсозданыклубыпоискусству.Образовательныйпроцессвподведомственныхадминистрации Сунженского муниципального районаучрежденияхдополнительного образованияведетсявтесномсочетаниитакихвидовдеятельности, какучебная,методическая,концертнаяивнекласснаяработа.Основнойих цельюизадачейявляетсясохранениеиразвитиесистемыхудожественно-эстетическогообразования ивоспитания детейиюношества.
Дополнительноеобразованиедетейнаправленонаформированиеи развитиетворческихспособностейдетейивзрослых,удовлетворениеих индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном ифизическомсовершенствовании;формированиекультурыздоровогоибезопасногообразажизни,укреплениездоровья,атакженаорганизациюсвободноговремени.Дополнительноеобразованиеобеспечиваетадаптациюдетейкжизнивобществе,профессиональнуюориентацию,атакже выявлениеиподдержкудетей,проявившихвыдающиесяспособности. Дополнительныеобщеобразовательныепрограммыдлядетейучитываютвозрастныеииндивидуальныеособенностидетей.
ВСунженском муниципальном районесозданыдетскиеобщественные организации,которымиохваченоболее2000юныхсунженцев.Общая характеристикасистемыдополнительногообразованиядетейпредставленавтаблице2.1.
Таблица2.1.Основныеколичественныехарактеристикисистемы дополнительногообразования детей.
№п/п
|
Наименованиепоказателя
|
2023год
|
2024год
|
2025год
|
1
|
Численностьдетейшкольного возраста,человек
|
15 406 | 15 949 | 15 949 |
2
|
Доля детей, охваченных дополнительнымиобразовательнымипрограммамиучрежденийдополнительногообразования детей, подведомственных управлениям образования инаукиикультуры,вобщей численностидетейшкольного возраста,%
|
2 409
15,6% |
2 409
15,6% |
2 454
15,3% |
Основные приоритеты сферы воспитания и дополнительного образования — духовно-нравственное воспитание, продвижение здорового образа жизни, техническое творчество, экологическое воспитание.
Одной из приоритетных задач системы дополнительного образования района является выявление и сопровождение одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Вместе с тем, требует совершенствования система психолого-педагогической диагностики детской одаренности, выявления и дальнейшего сопровождения развития одаренных детей.
С целью создания условий для профессионального самоопределения и реализации способностей одарённых детей в социально-экономической сфере создан банк данных одарённых детей и талантливой молодёжи, в который занесены около 60 детей. Значительную роль в сопровождении и развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования района. Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом. Сегодня наблюдается низкий уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Требуют координации действия различных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи. Не в полной мере учитываются интересы юных сунженцев, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде.
Таким образом, приоритетной задачей развития сферы воспитания и дополнительного образования детей является увеличение охвата детей услугами дополнительного образования и обеспечение соответствия предоставляемых услуг изменяющимся потребностям населения, внедрение экспериментальных образовательных программ нового поколения, рост социального статуса воспитания, духовно-нравственное развитие личности, обеспечение подготовки обучающихся к жизненному самоопределению, социальной адаптации.
3.ЦЕЛЬИЗАДАЧИ, СРОКИИЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИПОДПРОГРАММЫ
Цельюподпрограммы«Развитиедополнительногообразованиядетей, поддержка талантливых и одаренных детей» является развитие муниципальнойсистемывоспитанияидополнительногообразованиядетейимолодежи.
Задачамиподпрограммы являются:
-обеспечениедоступностидополнительногообразования детей;
-созданиесистемывыявления,развитияиподдержкиодаренныхдетейвразличныхобластяхнаучнойитворческойдеятельности;
-модернизация и развитие инфраструктуры учрежденийдополнительногообразования детей.
Основными показателями конечного результата реализацииподпрограммыявляются:
- Доля детей, охваченных дополнительными образовательнымипрограммами,вобщейчисленностидетейшкольноговозраста;
Значениеданногопоказателядолжноувеличитьсяс15,3%в2023году до16,2%в2025году.
- Количестводетей,занимающихсявдетскихшколах искусств. Значениеданногопоказателядолжносоставлятьдо 98человекв
2019 году. Сроки реализации подпрограммы 2023 – 2025 гг.
Этапы реализации программы не выделяются.
4.ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДРОГРАММЫ
Для выполнения задачи 1 «Обеспечение доступности дополнительного образования детей» необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
- Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений дополнительного образования детей,
Реализация основного мероприятия направлена на развитие организаций дополнительного образования детей.
В рамках данного мероприятия будет происходить обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей, подведомственных администрации Сунженского муниципального района, которое предполагает оказание данными учреждениями услуг и выполнение работ в рамках муниципального задания (организация предоставления дополнительного образования в кружках и секциях различной направленности, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.).
- Мероприятия, проводимые для детей и молодёжи (муниципальные, региональные, всероссийские).
Реализация основного мероприятия направлена на развитие системы дополнительного образования детей, в том числе участие детей и молодежи в мероприятиях эколого-биологического, туристско-краеведческого, художественно-эстетического, спортивного направлений. Финансирование основного мероприятия осуществляется из бюджета
5.ПРОГНОЗКОНЕЧНЫХРЕЗУЛЬТАТОВ ПОДПРОГРАММЫ
№
|
Наименованиепоказателя,единицаизмерения
|
Соисполнитель
|
Значениепоказателя погодам реализации
|
||
2023г.
|
2024г.
|
2025г.
|
|||
1
|
Доля детей,охваченныхдополнительнымиобразовательными программами, в общей численности детей
численностидетейшкольноговозраста,%
|
Учреждения дополнительного образования района
|
15,6 | 15,3 | 16,2 |
2
|
Количестводетей,занимающихсявдетскойшколеискусств
|
Учреждения дополнительного образования района
|
94 | 96 | 98 |
- Объемы и источники финансирования подпрограммы
«Развитие системы дополнительного образования детей»
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 113, 100 тыс. рублей, в том числе:
2023 год – 37 700 тыс. рублей;
2024год – 37 700 тыс. рублей;
2025 год –37 700 тыс. рублей.
Информация о расходах местного бюджета на реализацию Подпрограммы представлена в приложении № 1 к муниципальной программе «Развитие образования в Сунженском муниципальном районе на 2023-2025 годы».
Финансирование реализации подпрограммы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей района.
Подпрограмма 2:
«Право ребенка на семью»
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование подпрограммы | «Право ребенка на семью»
|
Заказчик подпрограммы | Администрация Сунженского муниципального района |
Основные разработчики подпрограммы | Администрация Сунженского муниципального района |
Исполнители подпрограммы (муниципальной программы) | Администрация Сунженского муниципального района |
Цель и задачи подпрограммы (муниципальной программы) | — Оказание адресной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей в Сунженском муниципальном районе
-реализация дополнительных мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -реализация дополнительных мер социальной поддержки для опекунов (попечителей), приемных родителей. |
Сроки реализации подпрограммы (муниципальной программы) | 2023 — 2025 годы |
Перечень основных мероприятий | -выплата ежемесячного денежного пособия на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— единовременная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. |
Контроль за исполнением подпрограммы (муниципальной программы) | Администрация Сунженского муниципального района |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (муниципальной программы) | Общий объем денежных средств 29 556,9 тыс. руб., направляемых на реализацию мероприятий, в том числе по годам:
2023 г. — 9 852,3 тыс. руб. 2024 г. — 9 852,3 тыс. руб. 2025 г. — 9 852,3 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы (муниципальной программы) | -выплата ежемесячного денежного пособия на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— единовременная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения
ее программными методами
Муниципальная целевая подпрограмма «Право ребенка на семью » (далее — подпрограмма) направлена на профилактику социального сиротства, создание благоприятных условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе, безболезненной адаптации и интеграции в социальную среду и на оказание адресной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, приемным родителям в Сунженском муниципальном районе.
В последние годы усилия государства направлены на обеспечение более эффективной политики по укреплению российской семьи, поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению) и иным формам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В Сунженском муниципальном районе на 01.11.2019 года детское население от 0 до 18 лет составляет 45 673ребенка, из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), 221 в том числе:
— круглых сирот — 37;
— лишенных родительских прав (оба родителя) — 15;
— родителей-инвалидов (оба родителя) — 46;
— по другим причинам — 123.
На протяжении последних лет в Сунженском муниципальном районе не сокращается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2017 | 2018 | 10мес.
2019 |
|
Выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всего: | 38
|
39 | 34
|
Переданы под опеку | 17 | 21 | 25 |
Усыновлено (удочерено) | 2 | 3 | 0 |
Устроены в государственные учреждения | — | — | — |
Решающими факторами, влияющими на появление социальных сирот являются: падение нравственных устоев, низкий материальный уровень жизни граждан, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, с которым связано появление семей «риска» и в связи с этим — устранение матерей от воспитания детей.
В соответствии с Семейным кодексом РФ приоритет устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдается семейному воспитанию, так как воспитание в семье является наиболее предпочтительным способом правильного формирования личности.
В связи с этим реализация мер социальной поддержки остается актуальной и поможет увеличить количество детей, передаваемых в приемные семьи, также обеспечит необходимые условия для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация данной Программы позволит обеспечить на муниципальном уровне систему мер, направленных на реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Сунженском муниципальном районе.
Раздел 2. Основные цели, задачи и сроки реализации подпрограммы (муниципальной программы)
Основной стратегической целью подпрограммы является оказание адресной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей в Сунженском муниципальном районе.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-реализация дополнительных мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— реализация дополнительных мер социальной поддержки для опекунов (попечителей), приемных родителей.
Подпрограмма рассчитана на 2023-2025 годы.
Раздел 3. Система программных мероприятий подпрограммы (муниципальной программы)
Подпрограмма представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— выплата ежемесячного денежного пособия на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— единовременная материальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение подпрограммы (муниципальной программы)
Объемы финансирования Подпрограммы определены в соответствии с ее целями и задачами в пределах средств, выделяемых из бюджета в Сунженском муниципальном районе. Финансирование подпрограммы на очередной финансовый год и каждый последующий год осуществляется в пределах выделенных ассигнований, утвержденных по направлениям деятельности, включенных в Подпрограмму.
Общее финансирование Подпрограммы- 29 556,9 тыс. руб.
2023 г.- 9 852,3 тыс. руб.
2024 г.- 9 852,3 тыс. руб.
2025 г.- 9 852,3 тыс. руб.
Раздел 5. Механизм реализации подпрограммы (муниципальной программы)
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает предоставление целевых субсидий из бюджета администрации Сунженского муниципального района на реализацию мероприятий настоящей Подпрограммы, в соответствии с утвержденным администрацией Сунженского муниципального района, Порядком оказания адресной социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей в Сунженском муниципальном районе.
Координатором реализации данной Подпрограммы является социальный отдел администрации Сунженского муниципального района, исполняющий функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Социальный отдел администрации Сунженского муниципального района:
-осуществляет ведение ежеквартальной, годовой, итоговой отчетности по реализации Программы.
— несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы;
В целях достижения, установленных показателей эффективности реализации подпрограммы возможно перераспределение денежных средств на другие задачи данной подпрограммы.
Раздел 6. Оценка результативности реализации Подпрограммы, ее социально-экономической и бюджетной эффективности, а также социальных, экономических последствий от реализации подпрограммы (муниципальной программы).
Мониторинг и контроль за ходом реализации Подпрограммы, а также оценку достижения, анализ не достижения индикаторов и качественных показателей Программы осуществляет координатор Подпрограммы.
Социальные эффекты реализации Подпрограммы способствуют:
— позитивным изменениям, направленным на реализацию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— повышению социальной и психологической адаптированности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— улучшению физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей.
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит:
— создать условия для определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи;
Эффективность Подпрограммы будет оцениваться по следующим показателям:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства;
— улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Муниципальная подпрограмма «Доступная среда на территории Сунженского муниципального района на 2023-2025 годы»
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | Муниципальная подпрограмма «Доступная среда на 2023-2025 годы (далее — подпрограмма) |
Заказчик подпрограммы | Администрация Сунженского муниципального района |
Разработчик подпрограммы | Социальный отдел администрации Сунженского муниципального района |
Исполнитель подпрограммы | Социальный отдел администрации Сунженского муниципального района, администрации сельских поселений района |
Цели и задачи подпрограммы
|
Целью подпрограммы является формирование условий устойчивого развития доступной среды для жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения, их интеграция в общество и трудовую деятельность путем решения следующих задач:
— обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям; — обеспечение доступности транспортных услуг; — обеспечение доступности образования; — обеспечение доступности культуры и искусства; -обеспечение доступности физической культуры и спорта, — обеспечение доступности информации и связи; — поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов путем участия в финансировании социально значимых мероприятий, обеспечения участия инвалидов в спортивных и художественных мероприятиях. |
Срок реализации подпрограммы | 2023-2025 гг. |
Перечень основных мероприятий | Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме |
Контроль за исполнением подпрограммы | Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет администрация Сунженского муниципального района
|
Объемы и источники финансирования подпрограммы по годам |
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Сунженского муниципального района. Общий объем финансирования подпрограммы в 2023 – 2025 годах составит 630 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год — 210 тыс. рублей; 2024 год –210 тыс. рублей; 2025 год — 210 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Повышение уровня и качества жизни, и улучшения показателей здоровья инвалидов; обеспечение беспрепятственного доступа объектов социально значимой инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан. |
- Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Сунженском муниципальном районе проживает более 7,5 тысяч инвалидов, что составляет около 11 процентов населения района. Численность детей-инвалидов — 1576 человека. Наблюдается высокий уровень инвалидности в связи с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями, болезнями костно-мышечной системы и нарушением опорно-двигательного аппарата.
Это свидетельствует о масштабности проблем, которые возникают в жизни инвалидов, и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В последние несколько лет в районе последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, и не наблюдается рост инвалидности среди населения.
В целях решения проблем инвалидов в Сунженском муниципальном районе применяется целевой подход: предусмотрены мероприятия, направленные на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в социально-бытовой, образовательной, профессиональной, культурной, и иных сферах.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности инвалидов в реабилитации. Однако до настоящего времени в районе не созданы в полной мере условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктур, общественным и производственным зданиям. Первым этапом решения данной проблемы будет проведение мониторингов и разработка методических рекомендаций по формированию доступной среды для инвалидов.
Инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами, так как не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни.
В течение всего периода выполнения подпрограммы будут реализовываться меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов.
Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация инвалидов, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.
Решение этой проблемы может быть только комплексным с участием органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, культуры, занятости, общественных организаций инвалидов в разработке и реализации единой системы непрерывной реабилитации инвалидов.
Подпрограмма носит социальный характер и предусматривает ряд дополнительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
- Основные цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы — формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Задачами подпрограммы являются:
- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к жилым помещениям;
- обеспечение доступности транспортных услуг;
- обеспечение доступности образования;
- обеспечение доступности культуры и искусства;
- обеспечение доступности физической культуры и спорта;
- обеспечение доступности информации и связи;
- поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов путем участия в финансировании социально значимых мероприятий, обеспечения участия инвалидов в спортивных и художественных мероприятий.
- Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация настоящей подпрограммы рассчитана на 2023-2025 годы в 3 этапа:
1 этап — 2023 год;
2 этап — 2024 год;
3 этап – 2025 год.
- Система подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий включает в себя комплекс мер, направленных на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, создание условий для их активного участия в жизни общества, и приведена в приложении к настоящей подпрограмме.
- Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммных мероприятий осуществляется исполнителями подпрограммы в соответствии с комплексом основных подпрограммных мероприятий, представленных в приложении к настоящей подпрограмме.
Реализация мероприятий подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей подпрограммы «Доступная среда», ведущие к достижению поставленных целей.
Исполнители подпрограммы несут ответственность за невыполнение подпрограммных мероприятий.
Заключение договоров поставки, выполнения работ, оказания услуг, в рамках реализации подпрограммных мероприятий, осуществляется исполнителями подпрограммы в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
- Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы
В ходе реализации подпрограммы планируется повышение качества жизни и улучшение показателей здоровья инвалидов, обеспечение беспрепятственного доступа объектов социально значимой инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, а именно:
- оборудование пандусами общеобразовательных учреждений;
- повышение уровня и качества жизни инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда;
- определение социально- значимых объектов, наиболее посещаемые инвалидами, для последующего создания в них доступной для инвалидов среды;
- повышение эффективности реабилитации инвалидов с использованием технических средств реабилитации;
- повышение социальной активности инвалидов и преодоление их самоизоляции при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
- создание комфортной информационной среды для инвалидов;
- повышение уровня социальной сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
- формирование положительного отношения в обществе к инвалидам;
- снижение уровня вторичной инвалидности.
- Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией мероприятий подпрограммы осуществляет администрация Сунженского муниципального района Республики Ингушетия.
Приложение:
к муниципальной
подпрограмме «Доступная среда на 2023-2025 годы»
СИСТЕМА ПОДПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
подпрограммы
«Доступная среда на 2023-2025 годы»
№
п/п |
Наименование мероприятия | Срок испол-нения | Источник финансирования | Объем финансирования,
тыс.руб. |
Исполнители | Ожидаемые результаты | |||
2023 год | 2024 год | 2025 год | всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Организационные мероприятия | |||||||||
1.1. | Организация проведения обследования по определению потребностей инвалидов в беспрепятственном доступе к объектам социальной, транспортной инфраструктур | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | Социальный отдел, отдел социальной защиты населения района
|
Создание районной базы данных инвалидов с ограниченными возможностями |
1.2. | Проведение мониторинга формирования доступной среды для инвалидов | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | Социальный отдел, ОСЗН
района |
Повышение качества жизни и улучшение показателей здоровья инвалидов |
1.3. | Проведение конкурса «Поверь в себя»
(Наглядный материал, баннеры, растяжки и буклеты) |
2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 120,0 | Социальный отдел,
ОСЗН общество инвалидов (по согласованию) |
Повышение социально-культурного уровня
инвалидов и иных маломобильных групп населения ограниченными возможностями |
1.4. | Организация разработки, издания и распространения на территории района методических и информационных материалов | 2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 80,0 | 80,0 | 80,0 | 240,0 | Социальный отдел,
ОСЗН,
|
Пропаганда снижения уровня социальной напряженности инвалидов |
2. Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов | |||||||||
2.1 | Организация оборудования (дооборудования) зданий социального обслуживания, органов управления, здравоохранения, образования, приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним инвалидов | 2023-2025 годы | Внебюджетные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | ОСЗН,
Филиал ЦРБ (по согласованию)
|
Обеспечение доступности инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры |
2.2. | Организация подписки для одиноких инвалидов на районную газету «Знамя труда» | 2023-2025 годы | Внебюджетные средства | 0 | 0 | 0 | 0 | Социальный отдел,
администрации сельских поселений
|
Обеспечение доступности информации |
2.3. | Комплектование книжного фонда Муниципального бюджетного учреждения «Сунженская центральная районная библиотека Сунженского муниципального района» книгами на специальных носителях | 2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 0 | 0 | 0 | 0 | Сунженская ЦБС | Повышение социально-культурного уровня инвалидов |
3. Социокультурная реабилитация | |||||||||
3.1. | Проведение районного фестиваля художественного творчества детей и детей-инвалидов
(Изготовление сувенирных изделий и наклеек) |
2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 60,0 | Социальный отдел, Администрации сельских поселений,
Художественная школа, Детская школа искусств |
Улучшение социально-культурного уровня инвалидов с ограниченными возможностями
|
3.2. | Оказание материальной помощи инвалидам на лечение | 2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 150,0 | Администрация Сунженского района | Повышение материального положения инвалидов |
4. Спортивная реабилитация инвалидов | |||||||||
4.1. | Проведение районных спортивных соревнований среди инвалидов (Изготовление сувенирных изделий и наклеек) | 2023-2025 годы | Средства бюджета Сунженского района | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 60,0 | Администрации сельских поселений | Повышение социальной активности
инвалидов |
5. Профессиональная реабилитация инвалидов | |||||||||
5.1. | Оказание содействия в трудоустройстве ( в том числе временном) инвалидам, обратившимся в Центр занятости населения с целью поиска подходящей работы | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | ЦЗН (по согласованию) | Трудоустройство инвалидов с ограниченными возможностями |
5.2. | Проведение специализированных ярмарок и мини-ярмарок вакансий, собеседований для безработных граждан, являющихся инвалидами | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | ЦЗН (по согласованию) | Трудоустройство инвалидов с ограниченными возможностями |
5.3. | Содействие безработным инвалидам в приобретении навыков самостоятельного поиска работы | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | ЦЗН (по согласованию) | Содействие в трудоустройстве инвалидов |
5.4. | Оказание бесплатной юридической помощи, помощи логопеда, психолога детям-инвалидам | 2023-2025 годы | — | — | — | — | — | Администрация Сунженского района, | Снижение уровня социальной напряженности |
Итого по программе | 210,0 | 210,0 | 210,0 | 630,0 | |||||
Средства бюджета Сунженского
муниципального района |
210,0 | 210,0 | 210,0 | 630,0 |