О жизни самого густонаселенного села Сунженского района

Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы, можно услышать зачастую. Также и с селами, считает глава администрации с.п. Троицкое Иса Ханиев. Самый большой по численности жителей населенный пункт Сунженского района (почти 25 тысяч человек) Иса Даудович возглавляет уже четвертый год. Опытный педагог, отдавший учительству порядка 30 лет, оказался вдобавок еще и хорошим организатором. Что подтверждает, и тот факт, что руководить селом местные депутаты ему доверяют уже во второй раз. Кстати, наставничество – любимое дело жизни, он до сих пор не бросил. Для десятков учеников местной СОШ№ 4 он все тот же Иса Даудович учитель ингушского языка и литературы. Хотя для их пап и мам он больше все таки юрта-да. О проблемах, успехах и перспективах Троицкого сельского поселения мы и поговорили с ним.

— Иса Даудович, на сегодняшний день перед сельским поселением какие вопросы стоят наиболее остро?
— На этот момент наиболее злободневная проблема для жителей сельского поселения и для нас местных властей — это ввод в строй после ремонта моста через Сунжу, который связывает улицы им. Карла Маркса и Мостовую. Это в самом центре села. 7 мая, когда у нас уровень воды в реке поднялся до критической отметки, несколько его стоек подмыло водой, и их унесла река. Переправа перестал быть пригодной для использования. У нас на территории населенного пункта довольно много мостов: автомобильных и пешеходных. Их в общей сложности порядка 11. Кстати, тогда водой были повреждены частично и другие переправы. Но не настолько, чтобы их перекрывать и запрещать к использованию. А на этот мост уже опасно было въезжать. А мост очень важный для местной дорожной инфраструктуры. Он как бы связывает восточную и западную части Троицкого. Сейчас, чтобы попасть из одной части в другую, людям приходиться выезжать на улицу Шоссейная, с ее очень интенсивным трафиком, и делать большой крюк длиной в три километра, что даже отражается на тарифах такси. Например, когда мост был в рабочем состоянии с «востока» на «запад» и обратно везли за 50 рублей, то сейчас за это таксисты требуют 100 рублей. По этой же причине пришлось изменить маршрут следования и местному рейсовому автобусу. Он очень востребован у местных жителей. Линия была налажена с учетом запросов на транспортные услуги жителей, проживающих во всех уголках села. Поэтому, сейчас, когда маршрут «расстроен» поступает много нареканий и станичники просят ускорить процесс ремонта. Также эта ситуация усложняла работу местной службы неотложной помощи. Ремонт же затянулся из-за того, что мы долго не могли изыскать средств на его реконструкцию. Так как предполагалось, что он обойдется в копеечку. В итоге, с просьбой помочь мы вышли напрямую к Главе региона Махмуд-Али Калиматову. Он обещал оказать содействие. Через некоторое время в районной администрации нам выделили полтора миллиона рублей. Мы незамедлительно приступили к ремонтным работам. Уже в ближайшие дни мост вновь можно будет эксплуатировать. В рамках ремонтных работ конструкцию моста сделали значительно надежнее, его оснастят освещением, которого до этого не было, а еще на нем и на подъездах к нему появится асфальт.


Есть еще проблема с пешеходным мостом по улице Курортная. Его выход из строя усложнил маршрут детей, направляющихся в школу. Им тоже приходиться делать лишний путь на учебу. Но тут, я думаю, мы справимся собственными силами. Как закончим с мостом по Карла Маркса, возьмемся за него.
— Как я понимаю, само майское наводнение стало довольно сложным испытанием для властей населенного пункта?
— Безусловно. Когда утром 7 мая я выехал в сторону дамбы на окраине сельского поселения, я понял что еще чуть-чуть и для нас повторится ситуация 2002 года, когда под водой оказалась пол села. Вода уже достигала ее гребня. На месте были и представители районной администрации, сам Магомед Дзейтов и Осман Евлоев. Я тут же позвонил знакомому камазисту, пообещал под личную ответственность своевременную оплату и попросил подвезти к месту ЧС гравий и песок. Затем позвонил командиру, базирующей на территории села войсковой части, и заручился его поддержкой: нам безотлагательно нужны были рабочие руки. В чем нам и не отказали. Благодаря нашему оперативному реагированию на проблему, вода не нанесла селу большого урона. Если только не говорить о мостовом хозяйстве. Чуть позже к нам подъехал и Глава республики, который тоже высоко оценил предпринятые нами шаги по недопущению прорыва дамбы.


— Судя по публикациям на вашей странице в Инстаграм, много хлопот властям населенного пункта доставляет местная водопроводная сеть. Вы постоянно боретесь с порывами. Водопроводные линии, как я понимаю, очень изношены?
— Совершенно верно и это не преувеличение. Порядка 80 процентов труб выработали свой ресурс. При помощи региональных властей и реализации различных федеральных программ мы осуществляем их постепенную замену. В 2016 году нам удалось заменить 4600 метров водоносных линий. В прошлом году еще 400. В текущем 2020 году идет реализация проекта по обновлению водопровода, протяженность 2400 метров. Все вместе это позволило заменить где-то порядка 11 процент линий из обозначенных мною выше потребностей. Также нам обещают, что в 2021 году нам выделят средства на замену еще 6000 метров труб. Это будет существенным вкладом в улучшение качества водоснабжения села. А так, речь идет о том, что до 2024 года новые водопроводные сети появятся на всей территории сельского поселения, включая и новостройки, где их нет вовсе. Последнее — это тоже острейшая проблема для станичников. Представьте себе, микрорайон на севере Троицкого активно застраивается, но воды там нет. Речь идет о 1200 участках. Не на всех, правда, построены дома. Но это тоже ведь вопрос времени. Люди решают вопрос обеспечения себя водой самостоятельно, что, конечно же, предполагает для них определенные материальные затраты. Правда наметки у районных властей как решить эту проблему уже есть. Есть планы подключить этот район сельского поселения к водоводу «Сунжа-Малгобек». Он как раз пролегает рядышком.
Когда появляются деньги и можно менять трубы, маршруты обновляемых линий стараемся выстраивать максимально рационально. Главное для нас не «закопать» их в землю побыстрее, а закопать с умом, чтобы на определенном участке села больше проблем с порывами не возникало. То есть не по прямой укладываем, а с ответвлениями, возможно, но чтобы охватить именно проблемные участки сети, прямо совсем негодные, давно превратившиеся в решето. А еще не забываем о задвижках. Чтобы не получалось как в позапрошлом году, когда из-за замены отрезка водопровода длиной 400 метров без воды неделю сидело пол села. А все потому, что нет системы задвижек, которая позволяла бы отключать на время ремонта воду точечно, с минимальным охватом потребителей, которым предстоит из-за ремонта испытать неудобства. Задвижка обходится в 5 с лишним тысяч рублей, плюс расходы на устройство колодца под нее. Те, кто прокладывал воду раньше, видимо, экономили на этом. Поэтому сейчас мы сталкиваемся с такими неудобствами при ремонте линий.
Как мы латаем порывы – это отдельная тема. Раньше при районном «Водоканале» была специальная бригада, которая этим занималась. Житель приходил, сообщал, к примеру, что вот у него над двором произошел порыв, мы такой сигнал фиксировали и далее подавали заявку водоканальщикам на его устранение. Сейчас бригада эта распалась. Порывы устраняем уже самостоятельно. За то, чтобы раскопать трубу платим 2 тысячи рублей, чтоб закопать столько же. Благо эти расходы в бюджет села заложены. Ну, еще по 1000 рублей или полторы специалисту, который забьет тот самый пресловутый «чопик». Капитальным такой ремонт назвать язык не поворачивается, но и выхода другого нет. Чуть повременишь с этим, и порыв превратит улицу в болото, а проезжую часть размоет. Многие улицы пришли в негодность из-за этих самых порывов.
— Много читаю нареканий от жителей под вашими постами в соцсетях на качество электроснабжения. Как решаются проблемы в этой части?
— Электрохозяйство Троицкого такое же обветшалое, как водопроводные сети. Трансформаторов не хватает, много опор электролиний, которые необходимо менять. Вот мы недавно подсчитали, и таких набралось свыше 30. Ходили сами по улицам и прикидывали, которые уже безотлагательно нужно менять. Главным критерием, была даже не эстетика, мол столб старый, деревянный и прочее, а насколько он угрожает безопасности жителей, в случае обрушения. «Ингушэнерго» говорит, что у них нет средств менять их. Вот и приходиться самим выкручиваться.
С трансформаторами тоже много проблем иногда возникает. Особенно с теми, что не находятся на балансе МРСК. Хотя в перспективе все их решено передать энергослужбе региона. Но пока мы подобные проблемы решаем самостоятельно. Вот, к примеру, по улице им. Костоева такая установка у нас горела три раза подряд. В последний раз люди сидели без света 4 дня. Это где-то домов 40. В бюджете при этом средств, заложенных на подобные расходы, нет.
Всего сейчас на территории села расположено 105 трансформаторных установок. Для того, чтобы улучшить качество подачи электроэнергии в дома сельчан не хватает порядка 25. Когда их мало на имеющиеся идет большая нагрузка, чем та на которую они рассчитаны, и соответственно износ происходит быстрее.
Но, есть и хорошая новость. Именно с учетом того, что у нас все так запущено, как раз наше сельское поселение стоит в республике первым в очереди по превращению его в образцовое по качеству электроснабжения село Ингушетии. С нетерпением ждем, когда это обещание со стороны энергетиков будет воплощено в жизнь. Старт проекту будет дан в ноябре текущего года. В соответствие с планами энергетиков нам установят порядка 15 новых трансформаторов, заменят 65 километров электролиний. Взамен от жителей села будут требовать неукоснительной оплаты за предоставляемые услуги.
— Иса Даудович, по газоснабжению как дела обстоят?
— Тут проблем значительно меньше. В прошлом году нам построили 64 километра новых сетей. Это преимущественно речь о новостройках. До 2024 годы обещают закрыть все вопросы по газоснабжению на территории всего села.
— Есть в сельском поселении школы, где сохранился двухсменный режим обучения? Насколько серьезно загружены ваши общеобразовательные учебные заведения?
— За исключением новой четвертой школы, во всех остальных 3 школах у нас сохраняется двухсменный режим работы. Перегруженность ощущается остро. Возьмем, к примеру, нашу вторую школу. Рассчитана она на 240 учащихся, а фактически учатся в ней сейчас 1020 детей.
Ситуацию должен изменить ввод в строй школы, которую месяц назад заложили в районе улицы Международная. По проекту она рассчитана на 720 учащихся. Рядышком построят детский сад на 190 мест. Землю под его возведение мы уже выделили. Кроме детсада на Международной, в рамках нацпроектов нам обещают построить до 2024 года еще два садика. Один на Батумской, второй в районе новостроек. Здесь же обещают возвести и новую школу. Планируется строительство новой школы и на территории СОШ №2. А вот детсад вблизи второй школы уже построили. Скоро будет открытие. Дошкольных учебных заведений у нас, конечно же, остро не хватает, учитывая, что в селе очень много молодых семей.
Хорошее состояние дорог — основа комфорта. Что удается сделать для того, чтобы сделать качество дорожной инфраструктуры села терпимым?
Большой урон состоянию дорог Троицкого сельского поселения нанес майский паводок и ливни, которые прошли в республике 3 июля. Дороги в селе в основном с гравийным покрытием и любой, более-менее серьезный дождь, наносит им большой ущерб. Особенно пострадали улицы Международная, Народная, им. С.Орджоникидзе.
Вот прямо в эти дни мы как раз заняты подвозом балласта для их ремонта. Его потребуется по нашим подсчетам порядка 500 грузовиков. Затем наймем трактор с грейдерным отвалом и разровняем его.
Об асфальтировании мы пока не мечтаем, хотя потребность в нем ощущается остро. Ведь дороги с гравийным покрытием это еще и постоянные расходы на ремонт, так как любой сильный ливень превращает наши труд в ничто: их мгновенно размывает.
Будь возможность, асфальтобетоном мы покрыли бы хотя бы улицы, через которые проезжает наш рейсовый автобус. Это значительно повысило бы комфорт для пассажиров. Да и сам маршрут автобуса стоило бы сделать более разветвленным.
— В этом году вам построили новое здание поликлиники. Наверное, большую радость испытали жители, что так кардинально поменялись условия работы врачей и соответственно качество обслуживания больных?
— Конечно, можно сказать, это самое , запоминающееся и радостное событие этого года. Его строительство началось в 2018 году по заказу регионального Минстроя.
На возведение объекта потрачено свыше 104 млн руб. В первоочередном порядке были построены вспомогательные помещения, пищеблок и котельная, очистные сооружения. Основной корпус — трехэтажный.
Объект построен по программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ».
Хочу отметить, что строительные работы выполнены качественно. В составе амбулатории 30 терапевтических, 20 реабилитационных и 10 геронтологических коек. Для жителей с.п. Троицкое, да и всего Сунженского района новая медицинская организация станет важным подспорьем в лечении пациентов.
В новой амбулатории будут оказывать первичную медико-санитарную помощь по доврачебному лечебному делу, сестринскому делу в терапии, педиатрии, общей практике, акушерскому делу, физиотерапии, вакцинопрофилактике. Кроме кабинетов участковых врачей, новое медучреждение оборудовано современной установкой ультразвуковой диагностики, в нем располагаются клиническая и биохимическая лаборатории, процедурный и прививочный кабинеты, физиотерапевтический и стоматологический кабинеты.
Пока здание строили, наши врачи ютились в двух комнатушках, которые ЦРБ арендовала у частника. Правда изначально их разместили в местном детском профилактории для тубконтактных детей, но там вскоре начался ремонт и им пришлось переселятся вновь. Видя в каких стесненных условиях работают медики, я принял решение приобрести для их нужд большую палатку, по типу полевого госпиталя. Тоже конечно, не решение вопроса, но, хоть что-то. Это был очень трудный период для наших врачей.
— Иса Даудович, при наличии средств, какие вопросы вы бы взялись решать безотлагательно?
— Очень беспокоит проблема с освещенностью села. Ночью у нас довольно темно. В какой-то небольшой степени ее решит реализация проекта в рамках программы Единой России «Комфортная городская среда». По этой линии у нас решено оснастить фонарями улицу им Д. Багаева. Багаева это бывшая Колхозная, наша центральная улица.
Есть необходимость в строительстве еще одного спорткомплекса. Чтобы подростки не слонялись без дела. Улица Шоссейная делит село на две части: северную и южную. На северной стороне большой новый микрорайон. Там он особенно необходим, с учетом развития села.
Требует расширения наша мечеть. По пятницам части прихожан приходиться иногда молиться на улице. Я, и все в Троицком, гордятся тем, что представители всех тарикатов у нас молятся в одном храме. Вообще, нужно признать, что село у нас очень дружное, люди гостеприимные. Наверное, это объясняется еще и тем, что проживают здесь в основном вынужденные переселенцы из Осетии и Чечни. То есть люди познавшие беду, лишения. Это сделало их более участливыми, милосердными, наверное.
— На территории села дислоцируется крупное войсковое соединение – артиллерийская часть. Как складываются у вас отношения с ее руководством?
— Замечательные, теплые и конструктивные, я бы так их охарактеризовал. И мои слова подтверждают шаги, предпринятые руководством части в дни наводнения, когда нам в тот ранний час остро понадобилась помощь с рабочими руками. Солдаты уберегли село от большой беды. Большое им за это спасибо!
Командир части Тихонов Алексей Михайлович всегда открыт для диалога, идет навстречу в любом вопросе, требующем нашего взаимодействия с ним. Мы дорожим нашими добрыми отношениями.
Большим достижением считаю ваши успехи по «освобождению», скажем так, некоторых закрытых улиц села. Поясню для читателей, о чем речь. Некоторые особо ушлые сельчане умудряются закрыть доступ к переулкам или тупиковым улочкам, на которых они живут, для соседей и остальных жителей населенного пункта. Такое встречается, к сожалению, в наших селах не очень то и редко. Такое наплевательское отношение к землякам длиться до тех пор пока не находится чиновник, которому не все равно. Таким оказался и Иса Даудович в отношении 7 фактов перекрытия общественных территорий.
Да, были такие случаи. Люди беззастенчиво перекрывают улицы ради собственного удобства: чтобы прилегающую территорию для парковки расширить или чтобы детям их, где было играть и тому подобное. О том, что это усложняет жизнь другим сельчанам, они не задумываются. С такими разговор должен быть коротким и жестким. Ты хозяин лишь на той территории, на которую у тебя есть правоустанавливающие документы. Там хотя баррикады строй из бетонных блоков. А на общественных не надо. То детям в школу в обход приходилось ходить, то скорая едет, делая круги. Мы с этим мириться не стали.
— Иса Даудович, спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы!

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *