Желание заработать быстро и не напрягаясь, по-прежнему остается одной из человеческих слабостей, которой не подвластны ни возраст, ни социальный статус, ни гендерная принадлежность.
Ведь сколько было примеров краха надежд, безвозвратно потерянных кровных и отчаянных попыток поиска справедливости, а финансовые пирамиды продолжают появляться и внезапно исчезать, унося с собой мечты о легкой прибыли. Еще у многих на слуху печально известный «МММ», который обманул десятки тысяч людей. Инвестиционная компания в навязчивой телевизионной рекламе в начале 90-х: ««Хопер-Инвест — отличная компания. От других». В последствии лопнувший мыльный пузырь, вместе с которым растворились деньги миллионов вкладчиков. И таких «пустышек» разных размеров то тут, то там по всей стране появлялось и исчезало немало. Казалось бы, каждый случай должен был научить нас тому, что в финансовой пирамиде можно обогатиться, но только если ты ее организатор и стоишь на самой верхушке этой фигуры. Но недавняя история с Кэшбери доказывает — ничего не изменилось. Люди по-прежнему готовы отдавать свои деньги в сомнительные руки и ждать, когда начнут капать сказочные проценты.
Предложение появляется там, где есть спрос. И цифры говорят сами за себя: только в 2018 году Банком России выявлено 168 финансовых пирамид. Это на 23% больше, чем в 2017 году.
Современные авторы мошеннических схем активно используют в своих целях интернет, продвигая рекламу в соцсетях и на сайтах. Около 10% из выявленных «нелегалов» существовали в виде интернет-проектов.
Если реклама в интернете рассчитана на молодежь и людей среднего возраста, то более традиционные средства массовой информации, такие как газеты, телевидение и объявления на стендах, ориентированы, как правило, на пожилых людей.
Как защитить себя от действий финансовых мошенников?
Прежде всего необходимо обратить внимание на следующие внешние признаки:
— навязчивая реклама в СМИ и в интернете с обещанием высокой доходности, значительно превышающей рыночный уровень;
— отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации или осуществляемой ею инвестиционной деятельности;
— отсутствие в рекламных материалах каких-либо реквизитов организации, отсутствие четкого определения деятельности организации;
— отсутствие компании в справочнике по кредитным организациям или в справочнике участников финансового рынка на сайте Банка России;
— выдачу займов и кредитов под очень высокие или слишком низкие проценты;
— использование «черных» методов взыскания: запугивание, угрозы, разговоры с родственниками, коллегами, друзьями, соседями;
— просьбы о внесении предоплаты за кредит (например, плата за проверку кредитной истории или страховку, комиссия за перевод);
— отсутствие в договорах срока и условий возврата кредита/займа;
— настойчивые уговоры немедленно подписать договор
— вам активно предлагают приводить друзей, обещая за это дополнительные выплаты.
Если в работе финансовой организации есть хотя бы один из этих признаков, вкладчикам и заемщикам следует насторожиться и заняться сбором более подробной информации о данной организации.
Вся информация о том, как распознать финансовую пирамиду, можно найти на сайте ЦБ и Финкульт.инфо.