Возвращаясь в прошлое

Воспоминания о трудных страницах жизни с болью даются перешагнувшей 95-летний рубеж Лейле Куркиевой, в настоящий момент жительнице сельского поселения Нестеровское, ведь это тяжелый груз, выдержать который не всякому под силу. Но наши старики люди особые, закалённые. Да и как вычеркнуть из памяти эти страшные годы, когда целый народ был поставлен на грань выживания.

Самое удивительное то, что эти люди, прошедшие через все испытания, выпавшие на их долю, сохраняют удивительный оптимизм и веру в лучшее будущее. К сожалению, время неумолимо и с каждым днем живых жертв, сталинских репрессий, подвергшихся выселению, становится все меньше и меньше.

Бабушка Лейла, в девичестве Ганиева, родилась в далеком 1924 году в селе Базоркино Пригородного района города Орджоникидзе, тогдашней столице Ингушской автономной области. Здесь же в 1944 году она вышла замуж за односельчанина Хамзата Куркиева и в тот же год отправилась с семьей супруга в далекий Казахстан.

В её памяти остались вырытые во дворе своего нового дома окопы в человеческий рост, ведь каждый дом её родного Базоркино тогда превратили в маленькую крепость, чтобы защитить землю от немецких захватчиков. А враг был почти рядом. Многие ингушские мужчины защищали советскую Родину от фашистских оккупантов, воевали и родственники ее супруга. До выселения, лишившись на фронте руки и став инвалидом вернулся с фронта ее родной брат Исраил.

В последние годы память стала подводить бабушку Лейлу, но трагические события 1944 года навсегда остались в её душе, ведь их невозможно забыть.

По ее словам, весть о выселении для них стала полной неожиданностью и шоком. Ранним утром, как и ко многим ингушским семьям, к ним постучались солдаты и потребовали срочно покинуть свои дома. Времени на сборы практически не давалось и они всей большой семьей вышли на улицу кто в чем был, еду взяли практически на пару дней.

В домах осталась все парадная выходная одежда, незамысловатая бытовая техника тех времен, лошадь и домашняя скотина. В голодные дни особенно остро вспоминались запасы кукурузы в початках, хранившиеся на крыше и провизия из подвала дома в Базоркино. Все это разграбили мародеры.

Несмотря на нечеловеческие условия в пересыльных вагонах, она с теплотой вспоминает сложившуюся в этих тесных, холодных вагонах атмосферу человеческих взаимоотношений. Люди не обособились, все старались поддерживать друг друга, делились всем, что успели прихватить в дорогу. Отправляясь в неизвестность с душами, полными отчаяния, они находили слова поддержки и верили, что Всевышний не оставит их.

По прибытию в бескрайние, холодные степи Северного Казахстана, мучения не завершились, а только начинались. Они прибыли в город Щучинск. В наши дни неподалеку от Щучинска находится всемирно известный курорт Боровое, а тогда для них, лишившихся в одночасье родины, дома, это был самый холодный и неприветливый край мира.

Их временно разместили в стареньком заброшенном здании школы и через некоторое время стали распределять по семьям местных жителей. На первых порах поражало отношение аборигенов, т.е. коренных жителей, с ужасом в глазах смотревших на вновь прибывших. Причина выяснилась позже, когда они попали в казахскую семью. Казахи рассказали, что перед их прибытием распространялись слухи о том, что с Кавказа едут настоящие людоеды. Таким образом, людоедский сталинский режим стремился создать невыносимое отношение со стороны простых жителей Казахстана к невинным жертвам собственной политики. Конечно, простые местные жители — русские, немцы, казахи, сами познавшие много горя от этих душителей, очень быстро разобрались и всячески поддерживали подвергшихся геноциду ингушей. Сами испытавшие лишения и трудности военного времени, они бескорыстно делились картофелем, хлебом и другими продуктами питания с лишившимися всего ингушами.

По словам бабушки Лейлы, ее семье очень везло на хороших людей. Братья ее супруга были образованными людьми и сумели получить достойную работу. Через некоторое время они обзавелись своим домом и хозяйством. Благодаря природному упорству и трудолюбию, сумели преодолеть все невзгоды, и, как говориться, встать на ноги. Очень переживал о лишении родины отец Хамзата и уже через три года, в 1947 году его не стало.

После смерти Сталина, в 1957 году пришла долгожданная весть о возможности вернуться на Кавказ и они, как большинство ингушей, стали собираться в дорогу. Вернувшись, не смогли зайти в свой отчий дом, так как там уже давно обосновалась осетинская семья, которая никак не хотела возвращать чужое. Так и не добившись справедливости, они вынуждены были обосноваться в городе Грозном. В столице, теперь уже бывшей Чечено-Ингушетии, они прожили до 1994 года. Здесь вырастили и воспитали своих детей и жили вполне счастливо до известных событий, приведших к двум войнам на территории Чечни. На их долю выпало очередное испытание с лишениями и переселением на новое место жительства.

Трагичной оказалась судьба родителей, братьев и сестер бабушки Лейлы. Семья оказалась разделена на две части. Во время депортаций 1944 года мать, братья и сестры оказались в Кустанайской области, а отец и дедушка в Павлодаре. Долгие два года ушли на воссоединение семьи. За эти два года, не выдержав лишений и несправедливости, заболев от истощения, ушли из жизни ее два брата — фронтовик Исраил и Асхаб.

Отец Лейлы, не лишённый житейской жилки, со временем сумел поправить дела семьи. Когда они вернулись на родину, им тоже не нашлось места в Базоркино. С тех пор, вот уже много десятилетий живут в Сунженском районе республики.

Бабушка Лейла в настоящее время проживает в сельском поселении Нестеровское, в окружении своих сыновей и любимых внуков. И, несмотря на всю несправедливость сталинского режима по отношению к её народу, свидетелем и жертвой которого она стала лично сама и её родные, не озлобилась и верит в лучшее будущее для своих внуков и правнуков. Ведь именно вера помогла им в самые тяжёлые времена выжить, сохранит своё человеческое достоинство.

Б.Гадиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *