Исторический музей имени Серго Орджоникидзе, расположенный в Мужичах, начал функционировать в далёком 1940 году. Главную достопримечательность горного села за многие годы его существования посетило тысяча человек не только из числа жителей республики, но и из разных уголков России.
Здесь хранятся ценные уникальные экспонаты, в том числе найденные при различных раскопках (останки древних вымерших животных, бытовые предметы), оригиналы старых газет, ценные предметы, представляющие историческую ценность.
В первые годы для экспозиций была открыта всего одна комната, в которой жил Чрезвычайный комиссар Юга России Серго Орджоникидзе. В то время неоценимый вклад в его создание внёс Туган Мальсагов. Так же большую помощь оказали жители села Мужичи – Хакиевы, Гандаровы, Балаевы, Далаковы.
Сегодня мне бы хотелось рассказать о деятельности человека, верного соратника ингушского народа Серго Орджоникидзе, чьим именем и названо это культурное учреждение.
Серго Орджоникидзе родился в Западной Грузии в 1886 году. Рано оставшись без родителей, воспитывался у родственника Симона Орджоникидзе.
Работал фельдшером, журналистом.
Пражская партийная конференция, которая прошла в 1912 году в Праге, имела огромную роль для большевистской партии. Ею руководил Ленин.
Орджоникидзе присутствовал на ней как делегат от Тифлисской организации. В ходе конференции Владимир Ильич по многим вопросам советовался с Серго.
Решения Пражской конференции касались почти всех вопросов внутрипартийной жизни и рабочего движения. Серго выступал почти по всем вопросам и всегда отстаивал точку зрения Ленина.
В 1916 –1917 годах Орджоникидзе находился в ссылке в Якутске. В городе, как и по всей стране в первые дни февральской революции был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Сразу, после своего приезда в город Серго вошёл в состав Исполнительного комитета Якутского совета рабочих и солдатских депутатов.
Занимаясь организацией медицинских работников, Серго в то же время уделял внимание и организации сельскохозяйственных рабочих.
Якуты- батраки боялись своих хозяев, дрожали перед полицейскими. Нужно было иметь большое упорство и настойчивость, чтобы довести до их сердец революционные призывы. Но Серго обладал этими качествами. Он руководил борьбой с эсеровским союзом сельских хозяев. Среди ссыльных пользовался огромным авторитетом.
Городская больница, где он работал, находилась на окраине Якутска, напротив тюрьмы. Жил он тут же в крошечной, чисто выбеленной комнате.
С 26 марта по 16 апреля в Якутии прошёл первый съезд якутов и русских крестьян Якутской области. От граждан Покровской волости на съезде должен был выступить учитель, якут Козлов.
Вот как он вспоминал об этом съезде.
«Выступление на съезде сильно смущало меня. Поэтому, по дороге в Якутск я расспрашивал у всех встречных, что происходит в городе. Я узнал, что наш покровский фельдшер Григорий Константинович является теперь одним из крупнейших представителей власти. Это меня сильно обрадовало».
Оставив в Якутске крепкую большевистскую организацию, Серго в мае вместе с другими бывшими ссыльными выехал на пароходе в Иркутск.
Огромное значение для судьбы революции имел шестой съезд партии. Собрался он нелегально в Петрограде , спустя пять лет после Пражской конференции.
Съезд открылся в июле 1917 года. Ленин не мог на нём присутствовать, но он руководил им из подполья через своих соратников и учеников – Сталина, Свердлова, Молотова, Орджоникидзе.
Главным вопросом на шестом съезде был политический отчёт Центрального комитета партии и вопрос о политическом положении.
На третьем заседании съезда о явке Ленина на суд буржуазии выступал Серго.
3 августа шестой съезд завершил свою работу.
Летом 1918 года в России началась гражданская война, она охватила и Северный Кавказ, в том числе и Ингушетию.
В этом же году за подписью Ленина был издан декрет о чрезвычайном комиссариате южного района и Орджоникидзе был назначен чрезвычайным комиссаром Юга – России.
Орджоникидзе высоко оценил подвиги Хизира Орцханова. Он глубоко уважал его за храбрость, находчивость и как талантливого руководителя. За мужество и героизм, проявленные на фронтах Первой мировой войны, Хизир Орцханов был награждён четырьмя Георгиевскими крестами.
По уполномочию комиссара Орджоникидзе был назначен командующим всеми вооружёнными силами Ингушетии. Хизир Орцханов прекрасно знал горы , имел опыт ведения партизанской борьбы, что даже сам генерал царской армии Деникин не скрывал своего почтения перед его доблестью, называя его королём Горной Ингушетии.
С этого времени его деятельность тесно связана с историей революционных событий на Северном Кавказе.
Самые тяжёлые годы истории ингушского народа – годы борьбы и установления Советской власти связаны с именем этого человека.
«Я помню момент перед концом четвёртого съезда, когда мы висели на волоске. Это был момент неуверенности, когда за нами не шли, а робко оглядывались, и в момент одиночества советской власти маленький ингушский народ весь стал на защиту советской власти, и, не зная наших дальнейших судеб, только ингушский народ пошёл за нами не оглядываясь», — писал сам Серго Орджоникидзе.
После временного отступления 11 – ой Красной армии, Серго с товарищами пришлось отступить вглубь горной Ингушетии.
С февраля по апрель 1919 года он жил в Мужичах в доме местного жителя Магомеда Хакиева.
Будучи в горах, где он организовывал партизанские отряды, ему приходилось пользоваться услугами боевых партизан братьев Хакиевых в качестве проводников. Им было поручено переправить через горы Ингушетии в Грузию его жену Зинаиду Гавриловну и сестру Камо Арусяк с ребёнком. Проводники добросовестно исполнили просьбу Серго.
Выполняя боевые ответственные поручения Серго, часто рисковали своей жизнью и братья Идрис и Эльберд Гандаровы. В знак благодарности и дружбы Орджоникидзе наградил братьев Гандаровых боевым оружием с вручением соответствующих к ним удостоверений.
Элберд работал помощником начальника окружной милиции, а его брат Идрис – старшим милиционером.
Поздравляя их с наградой, работники милиции говорили:
«Образцы стойких и преданных делу советской власти патриотов Гандаровых будут долгие годы служить примером того, как в трудные годы жизни следует поступать и служить своей родине».
Когда возникала опасность для жизни Серго со стороны белых, ингушская милиция сразу же переправляла его в село Даттых к Заурбеку Исламову. Его дом стал центром всех событий. Сюда съезжались со всех селений и аулов, представители партизанских отрядов. Здесь решались вопросы борьбы с наступающей армией Деникина, проходила боевая учёба.
Однажды в аул пришла тревожная весть о том, что белые хотят захватить Верхний Датт ых. Чтобы не допустить этого, в срочном порядке были приняты меры предосторожности. На проходах в ущелье были выставлены партизанские посты.
Предусмотрительный Заурбек Исламов нашёл для Серго безопасное убежище. В обрыве метров 15 высотой, над бурной Фортангой он вырыл пещеру. В этой пещере он сам часто скрывался от преследования царских солдат и полиции.
В глубине пещеры была оборудована настоящая комната со специальной обстановкой: маленькими стульями и столом, на стенах висели войлочные занавески. В особо опасные дни здесь и скрывался Серго. Белогвардейцы оценили голову ненавистного им комиссара в 6 миллионов рублей, но ни деньгами, ни запугиванием им не удалось заставить горцев выдать своего любимого комиссара.
Совдат Баркинхоева,
сотрудница музея имени Серго Орджоникидзе