В память о Султане Гандарове

Многие годы до наступления так называемых времён оттепели, газета являлась одним из основных носителей информаций об участниках Великой Отечественной войны из числа ингушей. Чтобы написать о ветеране войны корреспонденты местных газет проделывали не один километр дороги, прилагали максимум усилии, чтобы вызвать интервьюируемого на откровенную беседу и записать его воспоминания о той далёкой войне. Заметим, рассказывать о том, как они воевали, им мешала их природная скромность. Если для них это было выполнением воинского долга перед Родиной, для нас, живущих в мирное время, участие в войне было настоящим подвигом. И это не будет преувеличением.

Появившиеся в те годы статьи стали своеобразным словесным памятником, позволившие не только сказать несколько сухих слов о них как об участниках войны, но и реально оценить их вклад в Победу над фашистской Германией.

Одну из таких статей, которую написал много лет тому назад наш коллега Тайсум Хашиев, которого, к сожалению, давно уже нет рядом с нами, мы предлагаем вниманию наших читателей.

   «За храбрость, стойкость и мужество»

Я искал адрес этого человека среди двухэтажных, со сверкающими крышами, нерасписными воротами особняков, ведь был наслышан, что он много лет проработал в системе  Райпо и ОРСа – и буфетчиком, и продавцом, и заведующим материальными складами. Не ставлю, конечно, в зависимость личное благополучие от должности и вообще от профессии. Но многочисленные примеры из нашей жизни напоминали мне, что для такой категории работников все же без большого труда обходится строительство дворцов. Однако за скромной калиткой, когда «вышел на верный след», увидел еще более чем скромный, даже для времен тридцати – сорокалетней давности, совершенно небольшой домик с еще меньшим, но уютным и ухоженным двориком. В глубине его хозяин все же умудрился сделать небольшой навес – непременный атрибут нынешнего вайнахского подворья. А планировка домика оказалось вполне в казачьем стиле: застекленная верандочка, комната для гостей окнами на улицу, а также повседневная жилая комната и небольшая спальня со стороны двора. Всюду идеальная чистота, даже скромные, слегка подсиненные белые ситцевые занавесочки на окнах своей крахмальностью создавали уют. –Живем мы с женой вдвоем, — говорит хозяин дома, большего нам не нужно, а «туда», где будет каждый смертный, ничего не заберешь, Как же так, — все еще сомневаюсь я, — работали, как теперь говорят, на «хлебных» местах, а хоромы солидные не нажили? —Детей нам Аллах, к сожалению не дал. Вы скажете, «значит, копить было не для кого». Я бы сказал по – другому: копить можно, в этом греха большого нет, но только заработанное честным, своим трудом.  — А наживаться за чужой счет – это богопротивно, такое на пользу, для спасения души, не пойдет. Помню, в бытность мою продавцом, покупательницы, и особенно они, в  первое время все удивлялись, как я точно отвешиваю товар и отсчитываю сдачу. И это, поверьте моему возрасту, правда.                                                                         

А года рождения Султан Гайреевич Гандаров  — 1912-го. Родился и вырос в бедной семье ахархо илипо-русски – в крестьянской семье из горного села Мужичи. Там и рос, мужал. Еще до срочной службы в Красной Армии окончил учительские курсы и успел года два поработать на ниве просвещения детей своих земляков. Затем два года службы в пехотном полку Грозненского гарнизона, демобилизация, работа военным инспектором  Галашкинского района (так тогда именовалась должность комиссара военкомата). А в 1944м году новая мобилизация. Поначалу переподготовка, а там уже и война началась – Великая Отечественная.

На защиту Родины вставали всем миром. И в первых ратных рядах был стрелок Султан Гандаров и его родной брат Сулумбек. Только младший брат бился на южных фронтах – Азов, Сталинград, затем – Украинский фронт, а Султан сражался на Волховском направлении, отражал атаки фашистов на известных тяжестью боев Синяевских высотах. 

После первого ранения в ногу отлежался в госпитале и снова на фронт. А уж второе ранение, которое он получил в марте, было очень серьезное. Осколком мины вырвало глаз, сделало сержанта Гандарова  инвалидом второй группы. Роковое совпадение (совпадение ли?) : перед тем, последним  боем, ему приснился  сон, что его на носилках с поля боя выносят санитары – так оно и случилось.                                                             

После долгого выздоровления в тыловой Вологде, вновь вернулся в родное село, работал в военкомате. А затем всем печально известное, унизительное и трагическое – выселение «врагов народа» — целого народа. Тем не менее, прилежно и там трудился в МТС, а затем радостная запись в трудовой книжке: «Уволен в связи с выездом на Кавказ». Было теплое лето 57-го… А по приезде домой – малозаметная работа бывшего пехотинца Гандарова в торговой сети. И только запись в орденской книжке напоминает об истинном патриотизме Султана Гайрсевича: «… за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками, награжден орденом Отечественной войны».  

Редакция газеты «Знамя труда» выражает  огромную благодарность руководителю Сунженской центральной библиотечной системы Асе Гандаровой за предоставленный материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *