О чёрных днях ингушского народа

В канун 23 февраля по всей республике проходят траурные мероприятия, приуроченные к 76 — ой годовщине депортации ингушского народа. Кульминацией бесчеловечности Сталина и его приспешника Берия стало поголовное выселение малых народов с мест их исторического проживания, сопровождавшеяся ложными обвинениями и навешиванием ярлыков. В студеный день 23 февраля 1944 года эту горькую чашу испил и ингушский народ — от младенцев до глубоких стариков, отправленный в бессрочную ссылку на Север Казахстана.

Гости мероприятия, старейшины Мейриев Яхъя, Бекботов Мухадин, Вышегуров Абдурахман, Марзиев Тайсалом рассказали молодежи, заполнившей большой зал ДК о том, что они узнали у своих родителей и о том, как они пережили эти страшные годы вдали от Родины.
Жизнь на чужбине для них была полна потерь, горечи и печали. Испытания, по словам Яхъи Мейриева, начались уже в первые же минуты трагедии. Ингуши были в спешке согнаны из своих домов. Не успев толком собраться, не зная, куда и зачем и на какое время их везут, легко одетые и практически без запасов пищи, они были погружены в вагоны для перевозки скота и эти вагоны стали для них на долгие 18 дней домом — домом без еды, без тепла и возможности справить естественную нужду.
Северный Казахстан встретил их как непрошеных гостей – неприветливо, мартовскими вьюгами и глубоким снегом, напуганными жителями, которым власти внушили, что к ним везут бандитов и людоедов.

Конечно, так было не везде, в некоторых местностях уже проживали раннее подвергнутые депортации немцы Поволжья, балкарцы, карачаевцы. Они точно знали, что людоеды в те годы засели в Кремле и поэтому помогали вновь прибывшим жертвам режима чем могли.
Со временем местные жители — казахи и русские тоже прониклись горем нашего народа и оказывали посильную помощь. Конечно, очень трудно делиться едой, когда самим нечего есть, но эта бескорыстная помощь спасла многих от голода. Тем не менее, смерть от болезней голода и холода постигла многих. Из подвергнутых депортации 134 тысяч человек погибло 44 тысячи. Особенно тяжелыми, по словам старейшин, стали 47, 48 и 49 годы, в которые случился страшный неурожай. Только кое-как обустроившись на новом месте, пережив самые тяжелые первые годы, похоронив своих близких, люди стали приходить в себя. И тут новая напасть — неурожай, люди ели траву, гибли целыми семьями. В поисках пищи пытались вырваться за пределы спецкомендатур. Каждая такая попытка могла закончиться 25 годами лагерей.
Примечательна история Яхъи Мейриева. По его словам в населенном пункте, в котором им было определено место проживания, была только четырехлетняя школа. Он, стремясь к знаниям, пошел в соседнее село в пятый класс, которое находилось чуть дальше пятикилометровой зоны. И ему вслед в первый же день пришёл комендант, который при всех стал его одиннадцатилетнего ребенка, обзывать «изменником Родины» и пригрозил в случае еще одного нарушения отправить в лагеря.
Не менее тяжелым был и путь домой. Как только вышел указ о возможности вернуться на Родину, ингуши устремились к своим родным Кавказским горам. Но и здесь их ждали многочисленные препоны. Тех, кто сумел добраться в Ингушетию, годами не прописывали. В их домах хозяйничали чужаки. Эти дома им приходилось выкупать. Новые жители к вновь приехавшим были настроены крайне враждебно. Ими провоцировались драки, нередко дело доходило до убийств целых семей, вернувшихся из изгнания.
Но любовь к своей родной Земле, к своей Отчизне все же победила. Ингуши вернулись домой. Тяжелой потерей для всего народа стало то, что отторгнутый сталинским режимом Пригородный район не был административно возвращен в состав Ингушетии. Для людей, переживших в раннем детстве геноцид, учиненный в 1944 году, стал не последним испытанием. Недальновидная политика тогдашнего руководства страны оставила проблему с Пригородным районом как подожженный фитиль. И эта проблема вылилась в очередной геноцид жителей ингушской национальности.
Старейшины, пережившие депортацию и геноцид 1992 года, призвали исполнить в полном объеме Закон о реабилитации репрессированных народов. Реализация этого закона будет способствовать прогрессу и процветанию всех народов, живущих на территории нашей страны.
Гости мероприятия: заместитель председателя Райсовета Хаваж Албаков, заместитель Главы Администрации Сунженского района Беслан Цечоев поблагодарили старейшин за их волю к жизни, за их оптимизм, за то что они, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю, сумели сохранить веру, наши обычаи, язык. За то, что не разъехались по бескрайним просторам нашей страны и сохранили наш народ.
— Ваша жизнь — настоящий подвиг,- сказал заместитель председателя Райсовета Хаваж Албаков.
Они призвали молодежь помнить о трагедии нашего народа и равняться на людей, пронесших свое человеческое достоинство через нечеловеческие испытания.
В ходе мероприятия учащиеся ЧПОУ «Гуманитарный колледж» разыграли трагическую сценку о выселении. Так же в исполнении солистов Дворца культуры звучали песни, посвященные любви к родине.
Пользуясь, случаем директор Дома культуры Айшат Матиева от всей души поблагодарила всех, кто принял участие в подготовке и проведении этого мероприятия.
Б. Баширов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *