В большом зале Сунженского районного Дома культуры состоялось мероприятие, приуроченное ко Дню памяти жертв политических репрессий.
В начале, художественный руководитель творческого коллектива Дома культуры Таус Бантаева рассказала бедах, выпавших на долю многострадального ингушского народа за последнее столетие. Наравне с репрессиями, проходивших в отношении политически и экономически активного населения, ингуши, все до единого были незаконно подвергнуты репрессиям. Весь народ по воле Иосифа Джугашвили и Берия был лишен всего имущества и отправлен в товарных вагонах в далекий Северный Казахстан на верную смерть. Долгие тринадцать лет люди выживали, погибла добрая половина сосланных ингушей. Вернулись люди к разграбленным очагам, а Пригородный район остался в составе соседней республики.
Второй раз страшная несправедливость произошла в ноябре 1992 года. Когда ингуши жители Пригородного района потребовали реализации закона о реабилитации жертв политических репрессий.
Рассказать об этих событиях Таус Бантаева попросила гостей мероприятия — очевидцев и участников.
— Время очень быстротечно и многие из современных жителей Ингушетии знают о тех событиях только из рассказов представителей старшего поколения, — начал свое выступление Мухарбек Мейриев.
Вспоминать о той несправедливости очень трудно, а рассказывать вдвойне труднее . В ту осень по спланированному сценарию была совершена провокация, началось тотальное уничтожение жителей Пригородного района ингушской национальности. Прослышав о зверствах, творимых осетинскими боевиками, мирные жители, бросив все свое имущество, стали спасаться горными тропами, пробираясь в Ингушетию. Люди не понимали в чем их вина, они лишь требовали исполнения закона.
С большим трудом я вывел свою большую семью в Ингушетию. В кармане было всего пять рублей, за которые практически ничего нельзя купить. Все имущество опять осталось на радость мародерам. Для меня и для моей семьи начался долгий процесс выживания. Помощи от государства практически не было, но благодаря родственникам мы выжили, сумели начать новую жизнь.
Но до сих пор остаются без ответа два вопроса — почему не исполняется закон о реабилитации репрессированных народов и почему безнаказанными остаются люди, убившие сотни мирных жителей, стариков, женщин и детей?.
Уматгирей Героев отметил, что ингуши уже с 1944 года живут в условиях ущемления прав и можно сказать, что репрессии продолжаются. В 1992 году был совершен акт геноцида против ингушей — жителей Пригородного района, погибли и пропали без вести сотни людей.
Несмотря на то, что с момента принятия Федерального закона о реабилитации репрессированных народов прошло уже более 27 лет, он не реализован в полной мере. Этот прецедент порождает напряженность в обществе. Люди уже устали ждать его реализации. К великому сожалению мы старшее поколение оставляем нашей молодежи нерешенную проблему.
Мы все видели полные машины трупов наших родных и близких, односельчан, которых вывозили в Назрань, — сказал Салман Марзиев. Это огромная трагедия для нашего народа. Справедливость должна восторжествовать. Мы не призываем к мести, но мы хотим, чтобы был исполнен Закон о реабилитации репрессированных народов. Реализация закона оградит будущие поколения нашей и соседней республики от подобных проблем.
Председатель Сунженского Райсовета Магомед Евлоев, обращаясь к молодежи, присутствующей в зале, отметил важность мероприятий, посвященных памяти жертв политических репрессий.
Наш народ испытал всю их тяжесть, – сказал он. Мы сегодня собрались почтить память жертв геноцида 1944 и 1992 года. Еще живы те, кто видел трагедию в далеком 1944 году, живы те, кто выжил во время геноцида 1992 года. Информация, полученная от этих очевидцев бесценна и нашей молодежи ее просто необходимо знать. Их задача — лучше учиться, стремиться занять достойное место в будущем и не допустить повторения подобного в будущем.