Близится очередная годовщина трагических событий в Пригородном районе Северной Осетии. Осенью 1992 года в результате вооруженного конфликта между осетинами и ингушами, десятки тысяч наших соплеменников были вынуждены, оставив свои дома, покинуть родные места, сотни людей погибли. Последствия осетино-ингушского конфликта до сих пор не урегулированы. Одним из наиболее болезненных итогов трагедии осени 1992 года стало огромное число беженцев, которые до сих пор не могут вернуться к своим родным очагам.
За минувшие 27 лет, тема возвращения ингушей в Пригородный район становилась предметом обсуждения сотен и сотен встреч между официальными лицами Ингушетии и Северной Осетии, с участием представителей федеральной власти. Но, воз, как говорится и ныне там.
Когда в октябрьские дни 1992 года в Ингушетию хлынул поток беженцев, к нему никто не был готов. Республика и на бумаге то состоялась лишь пару месяцев назад. А что уж говорить о наполнении этого документа реальным содержанием. Но, как бы там ни было, ингуши не оставили своих соплеменников без поддержки. Она была искренней и всеобъемлющей.
В память об этих событиях в окрестностях Алкуна установлен памятник. Его назвали «Дорога жизни».
Мемориал посвящен гуманитарному кризису, вызванному вооруженными столкновениями на территории Пригородного района. Десятки тысяч людей — жителей Пригородного района, спасаясь от войны, устремились в горы. Ассинское ущелье, которое им необходимо было преодолеть для того, чтобы попасть на равнину, в Сунженский район, стало той самой дорогой жизни, которая дала им надежду на спасение.
В памятнике нашли отражение сразу две темы, связанные с теми трагическими событиями. С одной стороны, он напоминает о страданиях десятков тысяч наших соплеменников, в одночасье лишившихся родины и на долгие годы превратившихся в бесприютных скитальцев. И в то же время он — напоминание о подвиге жителей Ассинского ущелья, в частности, и всех жителей Ингушетии в целом, предпринявших героические усилия по приему и размещению беженцев.
— Я горжусь принадлежностью к народу, способному на такое самопожертвование и готовность к взаимовыручке, которые проявили ингуши в те дни. По сути, этот памятник установлен всем жителям республики, потому как никто не остался в стороне от беды, постигшей братьев и сестер из Пригородного района, — говорит об этом мемориале житель г. Сунжи Иса Оздоев.
Памятник установлен на берегу реки Ассы в нескольких километрах от сельского поселения Алкун. Он появился на месте дислокации стихийного пункта по приему беженцев, организованного властями Сунженского района. Здесь людей, преодолевших десятки километров изнурительного пути через скалистый каньон Ассы, ждала первая горячая еда, сухая одежда, тепло и медицинская помощь. Дальше уже людей развозили по селам на автомашинах.
Адам Алиханов