Февраль 44 постучался в каждый ингушский дом. Ингушей объявили преступниками и отправили погибать в холодную пустыню. Одним из тех, кто в неполные четыре года сполна испил горькую чашу потери родины, был и Дауд Матиев.
По словам этого уважаемого старейшины, сам момент выселения он помнит только из рассказов своих родителей. Ингуши — жители Длиной долины Пригородного района города Орджоникидзе были ранним утром под дулами винтовок выведены из своих домов. На сборы практически времени не дали. С собой разрешалось взять всего 16 килограмм ручной клади, туда входили еда и одежда. Для его родителей и всех ингушей происходящее стало настоящим шоком. Люди просто не понимали, почему, когда каждый десятый мужчина из числа представителей этого маленького народа с оружием в руках защищает страну от фашистов, в тоже время кремлевские палачи измываются над их родными. Но все они знали, что в отношении ингушского народа совершается великая несправедливость. Среди ковавших победу над фашизмом был и старший брат Дауда Мухарбек Матиев.
Смутные воспоминания остались от трехнедельного нахождения в телячьих вагонах. Теснота, голод и холод, охрана — на каждый вагон по два вооруженных солдата.
Неизгладимый след в памяти четырехлетнего Дауда оставила дорога от станции до места их первого проживания в Акмолинской области Казахстана. Дорога, длиною в сто километров. Первое, что бросилось в глаза ребенка — это невиданное животное — верблюд, запряженный в сани. Сани были очень холодными, без соломы и простой рогожки. Люди накидали туда свое прихваченное барахло и вся колонна в тридцатиградусный мороз, взрослые пешком, а старики и дети в холодных санях, отправились в двухдневный путь. Ночевали в заброшенном холодном колхозном полустанке. В такой же заброшенной старой школе в селе Терсакан для спецпереселенцев было организовано общежитие. На первых порах люди выживали как могли. Все ценные вещи, прихваченные с Кавказа — ковры, приличная одежда, золото обменивали на еду, отруби, картофель.
За первые два года число прибывших уменьшилось на треть. От соседской семьи из девяти человек за эти два года остались только мальчик и девочка.
В эти тяжелые дни ингушей спасала взаимовыручка и сострадание к ближнему. Все старались поддержать друг друга и надеялись на лучшее будущее.
— В сорок девятом году в полном составе наша семья из семи человек совершила осенью побег к брату отца в соседний Жуаевский район в колхоз «Победа». Бежали мы от голода. Побег с места, куда было определено место ссылки, считалось очень серьезным преступлением, за которое полагалось 25 лет лагерей. Но по каким-то причинам нас не осудили, и весной вернули к месту прописки, — вспоминает Дауд Матиев.
В 1954 году нашелся и старший брат Мухарбек. Фронтовик, несмотря на свои заслуги, был так же отправлен в ссылку, но в Джамбульскую область. Все десять лет он тоже искал свою семью и имея кое-какие льготы как фронтовик сумел перевезти ее к себе.
Джамбульская область южнее и здесь по словам Дауда было значительно легче выжить. А через три года пришло долгожданное известие о том, что можно вернуться на Родину в Пригородный район. И семья Дауда засобиралась, но отец прежде решил поехать в Акмоллинскую область, чтобы уже оттуда выехать вместе со своими братьями и родственниками. Уже перед самым отправлением, не выдержав всей нечеловеческой нагрузки, обрушившейся на его семью, умирает отец Хажбикар, через несколько месяцев скончалась и мать. Похоронив родителей на чужбине и узнав от родственников, что их дом занят осетинами, которые не собираются его освобождать, семья Дауда принимает решение остаться в Казахстане.
Вся его жизнь прошла в Казахстане, она стала его второй Родиной. Трудился, обзавелся семьей, вырастил детей. Но далекие Кавказские горы тянули его к себе. Дауд делал попытки вернуться. В родовом селении Длинная долина ему по наследству от дяди досталась земля, на которой он заложил фундамент. Но из-за осенних событий 1992 года отложил возвращение на неопределенное время.
Тем не менее, возвращение на родину совершилось и через 75 лет Дауд Матиев вернулся в Ингушетию. У него добротный дом в с. п. Троицкое, с ним его любящие дети и внуки. В Казахстане живут два его сына, которые тоже хотят вернуться на родину отцов со своими семьями.
Говоря о современной Ингушетии, Дауд Матиев сказал, что сейчас наш народ, несмотря на все испытания, живет в достатке, главное за этим достатком не растерять единство, которое помогло ингушам выжить в нечеловеческих условиях, в которых он оказался в феврале 1944 года.
В силу профессиональной деятельности я не раз встречался с живыми свидетелями и очевидцами депортации 1944 года, но вглядитесь в их лица. Сколько в них благородства, тяги к жизни, любви к своему народу. Сколько силы духа и воли нужно иметь, чтобы пронести эти качества через всю свою жизнь. Ведь несмотря на всю несправедливость, они не озлобились, верили в лучшее будущее, именно такая неисчерпаемая вера помогла ингушам сохранить свою культуру, язык, адаты.
И лишь горькие воспоминания свидетельствуют о том, что они прошли через все жернова ада.
Б. Гадиев