Правовое обеспечение сохранения, повышения и восстановления почвенного плодородия земель.

Сохранение почв, воспроизводство плодородия — основная обязанность лиц, использующих землю. Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противо-эрозионных и иных мероприятий (ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

Статья 7 названного Закона предусматривает, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния.

Согласно ст. 8 Закона эти лица обязаны производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Федеральные целевые программы формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно ст. 14 указанного Закона должно осуществляться нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Ведется государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 15 этого Закона) в целях обеспечения органов государственной власти Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель. Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения утвержден приказом Минсельхоза России от 4 мая 2010 г. № 150′. Учет включает сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. Он позволяет получать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выявлять отрицательные результаты хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения; обнаруживать резервы обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства; формировать государственный информационный ресурс о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в части показателей их плодородия. Также ведется мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, который является частью государственного мониторинга земель.

Статья 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды» регулирует вопросы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. Такие почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв. Что касается государственной поддержки деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, то, как указано в ст. 25 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», она заключается в следующем.

Органы государственной власти субъектов РФ содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством утверждения государственных заказчиков, осуществляющих закупки следующих товаров, работ, услуг: производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции; производство продуктов его переработки; производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Мелиорация земель. Это одно из важнейших средств повышения плодородия земель, сохранения почв. Порядок проведения работ по мелиорации регулируется Федеральным законом «О мелиорации земель». Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также в целях создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Закон выделяет несколько типов мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Например, гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и др. (ст. 6 названного Закона).

Работы по мелиорации земель проводятся на основе планов, разработанных Минсельхозом России в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Статья 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве обязательного условия мелиорации земель, размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений называет принятие мер по охране земель и почв.

Статья 25 Федерального закона «О мелиорации земель» предусматривает, что мелиорация проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. В ст. 26 этого Закона определен порядок использования земель для мелиоративных мероприятий. Так, земельные участки, отнесенные в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством РФ. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых размешены государственные мелиоративные системы или находящиеся в муниципальной собственности мелиоративные системы и находящиеся в государственной или муниципальной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений, в соответствии с законодательством РФ.

Рекультивация земель. Статья 13 ЗК РФ обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие. Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, эксплуатирующие здания, строения, сооружения и иные объекты, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется по общему правилу за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67.

 

Б.М.Илиев, управление Россельхознадзора

по Республике Ингушетия. гос. инспектор отдела земельного надзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *